1998 год вошел в историю Азербайджана как год отмены смертных приговоров. (Азербайджан присоединился ко Второму факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах — с оговоркой, что в случае чрезвычайного положения действие протокола может быть приостановлено решением парламента. - Ред.) И для сотни узников определенность в вопросе жизни и смерти сменилась неопределенностью. Раньше все было ясно - настанет день, и заключенного поведут по тюремному коридору в полутемное, закрытое пространство, где не видно ни солнца, ни луны, ни неба, и нет никого, кто мог бы услышать его последнее желание, и там расстреляют. Что их ждет сейчас? Неизвестность. Их теперь расстреливают каждый день.
В 1992 г. независимый Азербайджан, принятый в ООН, присоединился к Международному пакту 1966 г. о гражданских и политических правах. В Конституции было закреплено право каждого на жизнь. Но это не принесло адекватных перемен. С 1992 г. суды очень постарались сделать “высшую меру” наказания привычным и обыденным явлением. В 1996 г число смертных приговоров достигло максимальной отметки - 42 приговора в течение года. Это в 2 раза превышало соответствующий показатель советских времен. По данным председателя Союза юристов Азербайджана Ильхама Рагимова, в период между 1971 и 1991 годами было вынесено всего 400 смертных приговоров — следовательно, в среднем 20 приговоров в год. Далее цифры стали неуклонно расти. В 1993 г. было вынесено 22 смертных приговора, в 1994 - 23, в 1995 - 34. Апогей был достигнут в 1996 г. - 42 приговора.
КОГО И ЗА ЧТО?
Исторический экскурс проясняет многие моменты. Уже в 1996 г. забил тревогу Правозащитный центр Азербайджана (директор Эльдар Зейналов) - стало расти не только количество смертных приговоров, но и удельный вес смертных приговоров по политическим мотивам. Следовательно, главной целью становится запугивание радикальной оппозиции. Многие смертные приговоры в том году имели политическую подоплеку. При этом были и определенные позитивные тенденции. Уже с 1993 г. был объявлен мораторий на исполнение смертных приговоров. 29 мая 1996 г. была отменена смертная казнь по 17-ти статьям Уголовного кодекса. Но как минимум по 12-ти статьям эта мера была сохранена. Среди них: ст. 57 (измена родине); 58 (шпионаж); 59 (терроризм); 61 (диверсия); 70 (бандитизм); 109 (изнасилование) и др. И так продолжалось до февраля 1998-го...
ДОЛЯ “ПОЛИТИЧЕСКИХ”.
По данным Правозащитного центра Азербайджана, по крайней мере 11 из 42 приговоренных к смертной казни в 1996 г. были осуждены за политическую деятельность. И это притом, что, по словам Эльдара Зейналова, доподлинно известны имена только 18-ти из этих 42-х. В списке осужденных на смерть по политическим мотивам имена бывшего министра Мюзамиля Абдуллаева, бойцов Отряда полиции особого назначения Эльчина Алиева и Джаваншира Гадирова, ‘президента Талышско-Муганской Автономной Республики” Альакрама Гумматова, главы исполнительной власти Самухского района Вагифа Гусейнова, террористов из сепаратистской организации “Садвал” Рагиба Магсимова и Тельмана Сулейманова и др.
ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ
Ст. 22 Уголовного кодекса определяла вид смертной казни - расстрел. При этом палач стрелял в висок. При процедуре присутствовали начальник тюрьмы, врач и священник
С 1993 г был объявлен мораторий на исполнение смертных приговоров, и за последние 6 лет фактов приведения в исполнение смертного приговора не было.
Лишь однажды появились разговоры о нарушении моратория. Прошел слух, будто бы смертный приговор, вынесенный бывшему министру национальной безопасности Нариман у Имранову, уже приведен в исполнение. Однако впоследствии выяснилось, что это был только слух.
ВОЗМОЖНА ЛИ АМНИСТИЯ “СМЕРТНИКОВ”?
Президент однажды уже помиловал несколько лиц, осужденных на смерть: 9 марта 1996 г Гейдар Алиев подписал указ о смягчении приговора в отношении 5 “смертников” Среди них были даже осужденные за военные преступления. Смертная казнь им была заменена 15-20 годами тюремного заключения. Это были Василий Луговой, гражданин России, воевавший в Карабахе на стороне армян, и четыре армянских боевика: Камо Сааков, Гарник Арустамян, Гагик Арутюнян и Арвид Мангасарян. Жаль только, что среди помилованных не было граждан Азербайджана.
ГДЕ И КАК ОНИ СОДЕРЖАТСЯ?
До недавних времен все осужденные на смертную казнь содержались в Баиловской тюрьме. Тамошний 5-й корпус называли “корпусом смерти”. В 2-местных камерах содержалось по 8-10 человек. Это подтверждают и письма Альакрама Гумматова и Рагима Газиева, которые им удалось передать из тюрьмы. (Рагим Газиев в виде исключе- ния в течение 8 месяцев содержался в Главном управлении полиции г. Баку.)
Число заключенных в 5-м корпусе всегда составляло тайну. По словам старейшего юриста Теймура Исмиева, в декабре 1993 г там содержалось 48 человек. С тех пор в стране было вынесено как минимум 110 смертных приговоров. Более точной цифры нет. Неизвестно и количество узников 5-го корпуса, нашедших там себе “естественную смерть”.
На февраль 1998 г, когда смертная казнь была отменена, число заключенных в 5-м корпусе, по данным правозащитников, как минимум в 5 раз превышало норму: там на одно место приходилось по 5-6 заключенных. На прогулку их не выводили, а сидеть в тамошних условиях было пыткой. По меньшей мере 10 человек за последние годы скончались, не выдержав такого режима.
А ТЕПЕРЬ?
Все наши попытки разузнать, какие же изменения произошли в жизни осужденных на смертную казнь после полной ее отмены, свелись лишь к обрывочной информации.
В настоящее время контроль за содержанием осужденных на пожизненное заключение возложен на Главное управление по надзору за исполнением судебных решений. В Главном управлении сообщили, что в короткий срок построен и сдан в эксплуатацию новый режимный корпус, имеющий все условия (1-2-местные камеры, возможность читать и писать при естественном освещении), и в настоящее время в этом новом корпусе содержатся 100 осужденных на пожизненное заключение.
ПРОГУЛКИ, СВИДАНИЯ, ПЕРЕДАЧИ.
За последний год в условиях содержания заключенных, похоже, наблюдаются положительные сдвиги. По информации, полученной из Главного управления по надзору за исполнением судебных решений, осужденный на пожизненное заключение имеет право на ежедневную часовую прогулку, на 2 краткосрочных свидания с родными в год, на получение передачи самых необходимых продуктов питания (тоже два раза в год).
Государство тратит на содержание одного такого заключенного порядка 55-60 долларов в месяц. Чтобы проверить эти сведения, мы решили встретиться с близкими родственниками осужденных на пожизненное заключение. Выяснилось, что сестра бывшего министра национальной безопасности Наримана Имранова Ганира Гусейнова встречалась с братом в ноябре прошлого года. А перед этим в течение 2-х лет и 8 месяцев родным в свидании отказывали. Супруга бывшего министра сельского хозяйства Мюзамиля Абдуллаева Этибар-ханум за 4 года, прошедшие после ареста мужа, имела с ним только одно свидание - 24 ноября 1998 г.
Кажется, лед тронулся...
Мамед Сулейманов,
главный редактор газеты “Импульс”, Баку
Р$. Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала: Матанет Алиевой (газета “Истиглал”), Мехпаре Садыховой (газета “7 гюн”) и Эльдару Зейналову (Правозащитный центр Азербайджана).
Газ. “Импульс”, 8.01.1999 г.
Перепечатано в: IWPR. Mecia Caucasica, №4 (сент.1999), с.81-83.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.