Речь на заседании Руководящей Группы по выполнению решений Региональной Конференции пе проблемам беженцев, перемещенных лиц, другим формам недобровольного перемещения и возвращенцам в странах СНГ
(Женева, 02 июля 1997 г.)
Уважаемые дамы и господа!
Безусловно, главная из проблем в области вынужденной миграции в Азербайджане — это репатриация беженцев и вынужденных переселенцев. В данный момент этот процесс 6локируется негативным отношением Армении к проекту урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта по принципам, одобренным практически всеми участниками Лиссабонского саммита ОБСЕ, с предоставлением региону высокой автономии по типу Аландской. ООН, Совет Безопасности которой принял 4 резолюции об освобождении оккупированных территорий Азербайджана, в дальнейшем фактически самоотстранилась ст участия в миротворческом процессе. Безразличие ООН выражается даже в такой детали. как карты, висящие на стенде в вестибюле этого здания, на которых значительная часть территории Азербайджана включена в состав Армении.
Из прочих проблем хотел бы отметить отсутствие единой миграционной службы в стране, столкнувшейся с массовой миграцией еще в 1988 г. Это осложняет учет миграционных потоков. Достаточно указать на различие официальных и неофициальных оценок количества вынужденных переселенцев. Наконец, в апреле этого года в рамках процесса имплементации Программы Действий принято решение о создании Единой Национальной Программы по Миграции, к созданию которой планируется привлечь и неправительственные организации.
Хотел бы выразить беспокойство тенденцией к уменьшению международной гуманитарной помощи Азербайджану, что негативно отразится на положении беженцев. Помощь необходимо не уменьшать, а перепрофилирсовать на создание рабочих мест, медицинские, образовательные и развивающие программы. Ситуация осложняется тем, что в основной стране-доноре — США все еще действует 307-я поправка к Акту Поддержки Свободы, которая запрещает сказание прямой технической и гуманитарной помощи Азербайджану фактически до конца войны с Арменией. Ввиду этого правительство США вынуждено действовать лишь посредством своих неправительственных организаций, что ограничивает возможности осуществления гуманитарных программ и увеличивает расходы.
Многие относительно мелкие миграционные процессы в Азербайджане вообще находятся вне поля зрения структур ООН и не афищируются правительством ввиду их политической чувствительности. Например, до сих пор не решена проблема турок-месхетинцев, практически единственного из депортированных при Сталине народов, который до сих пор не реабилитирован и не репатриирован. Около 260 тыс. месхетинцев проживают сейчас в бывшем СССР вне своей исторической Родины - Грузии, причем до 100 тыс. человек - в Азербайджане. На сегодня репатриированы всего несколько сотен человек. Принятый же в декабре 1996 г. Указ президента Грузии о репатриации 3 тыс. месхетинцев до 2000 года содержит двусмысленные положения, грозящие ассимиляцией репатриантов. Внимание ООН помогло 6ы решить эту проблему. И спасибо УВКБ ООН за то, что представители самих месхетинцев включены в процесс имплементации Программы Действий.
Иранские политические эмигранты (3,5 тыс. человек) сейчас не имеют статуса беженцев. Хотя де-факто эти лицам и предоставлено убежище и выполняется принцип невысылки, jни вместе с тем лишены права на гуманитарную помощь, а главное - ограничены в свободе выезда из страны. Такие же проблемы имеют и малочисленные афганские и африканские беженцы.
Хотелось 6ы привлечь внимание к антигуманной практике экстрадиции политических эмигрантов в странах СНГ. По меньшей мере 30 из них были выданы Азербайджану за последние два года из России, Украины, Грузии и Молдовы. Не затрагивая вопроса виновности этих людей, хочу отметить, что и аресты эмигрантов, а часто и сама экстрадиция, производились в обстановке секретности, судьба арестованных решалась не в открытом судебном процессе, а решением прокуратуры, которое выносилось в срок от 2 до 30 дней. Вмешательство ООН могло бы привести практику экстрадиции в СНГ на уровень международных стандартов.
На фоне почти миллиона беженцев от этнических конфликтов, проблемы экологической миграции в Азербайджане игнорируются на уровне как местных, так и международных организаций. Вместе с тем количестве вынужденных переселенцев из зоны, затопленной Каспийским морем, уже соизмеримо с количеством политэмигрантов из Ирана.
В заключение хочу выразить благодарность УВКБ ООН за постоянное внимание к местным неправительственным организациям Азербайджана. Оно стимулирует как их развитие, так и повышающееся уважение к этому сектору сс стороны правительственных структур.
Эльдар Зейналов,
директор Правозащитного Центра Азербайджана.