пятница, 31 октября 2025 г.

Путин и Алиев точно помирились?

Спустя три недели после их встречи российские релоканты все еще под арестом, а СМИ Азербайджана пишут о сорванном перевороте с участием Москвы

16:03, 31 октября 2025
Источник: Meduza

После того как в начале октябре Владимир Путин и Ильхам Алиев поговорили и даже обнялись на саммите в Душанбе, многие поспешили сделать вывод, что 10-месячный конфликт между странами завершен. Причем унизительно для Москвы, которой все же пришлось признать: самолет авиакомпании AZAL в декабре 2024 года сбила российская система ПВО. Однако спустя три недели разрядка так и не наступила: арестованные в июле российские релоканты в Баку остаются под стражей — как и азербайджанцы в Екатеринбурге. К тому же местные СМИ сообщают, что за подготовку переворота арестовали чиновника, который многие годы ассоциировался с Москвой, — экс-главу администрации президента Рамиза Мехтиева.

После встречи Путина и Алиева страны отпустили задержанных, но далеко не всех

19 октября, вскоре после встречи Путина и Алиева, из Баку в Москву вылетел Игорь Картавых — главный редактор агентства «Sputnik Азербайджан», задержанный азербайджанскими спецслужбами еще летом за мошенничество и незаконное предпринимательство. Российская же сторона освободила Мамедали Агаева — бывшего директора Театра сатиры. Прокуратура утверждала, что он похитил до 20 миллионов рублей.

Мамедали Агаев и Игорь Картавых — особые фигуры. Об их освобождении сразу после встречи в Душанбе объявил помощник Путина Юрий Ушаков — он даже уточнил, что это обсуждалось с Хикметом Гаджиевым, помощником Алиева по внешней политике. 

Позднее, 25 октября, последовал еще один обмен — шеф-редактора Sputnik Евгения Белоусова на бизнесмена Юсифа Халилова из азербайджанской диаспоры в Воронеже. Вероятно, освобождению Белоусова и Халилова помог новый телефонный разговор лидеров России и Азербайджана 24 октября — хотя, согласно пресс-службам, они обсуждали экономические проекты. 

На этом обмены закончились — под стражей остается суммарно больше 20 человек.

Заключенные в Азербайджане

Первоначально во время летней облавы на Sputnik азербайджанские силовики задержали еще пять местных сотрудников, но спустя двое суток отпустили их под подписку о невыезде. Кстати, азербайджанское агентство APA в первые дни даже писало, что два сотрудника Sputnik работали на ФСБ. Но официально такие обвинения ни разу не озвучивались. 

Кроме того, в Баку задержали 11 случайных россиян, обвинив в интернет-мошенничестве и обороте наркотиков. Это они ходили гуськом с разбитыми лицами, сложив руки на затылке, в известном видео. Журналисты «Новой газеты Европа» установили имена девяти из них: айтишники Дмитрий Безуглый, Илья Безуглый (они не родственники), Сергей Софронов, Антон Драчев, Игорь Заболотских и Валерий Дулов, студенты Алексей Васильченко и Дмитрий Федоров, турист Александр Вайсеро. 28 октября стало известно, что в ближайшее время их не отпустят: Сабаильский суд Баку продлил арест еще на три месяца. 

Заключенные в России

В конце июня в Екатеринбурге в ходе облавы на азербайджанскую диаспору задержали около 50 человек. Двое, Гусейн и Зияддин Сафаровы, тогда погибли — скорее всего, из-за побоев и пыток, после чего их тела доставили в Азербайджан. Арестовали же шестерых: Мазахира Сафарова, Акифа Сафарова, Аяза Сафарова, Бакира Сафарова (они родственники), Ахлимана Гянджиева и Шахина Лалаева. Все они остаются под стражей до сих пор: последний приговор продлил меру пресечения до 29 декабря. Их обвиняют в причастности к убийствам 2001, 2010 и 2011 годов. 

Отдельно от этого уголовного дела, но тоже в Екатеринбурге были задержаны глава диаспоры Шахин Шыхлински и его сын Мутвалы. Сына арестовали за то, что он сбил оперативника ФСБ, который разбивал стекла в его машине, пытаясь задержать отца. 

Были арестованные азербайджанцы и в других регионах — причем их продолжали задерживать и после встречи Путина и Алиева. 2 сентября по подозрению в присвоении средств под стражу взяли крупного бизнесмена из Краснодарского края — Шахлара Новрузова. Среди прочего он контролирует один из погрузочных терминалов в порту Туапсе. А уже 16 октября в Смоленске вынесли приговор Фаигу Алиеву — четыре года колонии за взятку.

Почему задержанных вряд ли отпустят в ближайшее время

Взаимно отпустить 11 россиян и 10 азербайджанцев может быть непросто из-за того, что дело против них уже возбудили и, вероятно, силовики обеих стран захотят довести его до конца.

Как предполагает в разговоре с «Медузой» директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, азербайджанским властям важно «правильно все оформить». «Для соблюдения правовых процедур нужно, чтобы дело дошло до суда, был вынесен и вступил в законную силу приговор, и уже тогда их можно помиловать или экстрадировать для отбывания наказания на родине», — говорит правозащитник. 

Вдобавок часть россиян, которых задержали азербайджанские власти, может не захотеть после освобождения ехать на родину, опасаясь преследования. О политических взглядах задержанных ничего не известно, но некоторые из них уехали из России в 2022 году — вероятно, из-за большой войны России с Украиной. 

Зейналов также предполагает, что свою роль в судьбе задержанных россиян может сыграть Сергей Сергеев — еще один гражданин РФ, которого 16 октября экстрадировали из ОАЭ не в Россию, а в Азербайджан, что бывает очень редко. Предъявленные ему обвинения похожи на то, что вменяют задержанным в июле релокантам, — «незаконный перевод особо крупных сумм, включая криптовалюту, за рубеж» и отмывание преступных доходов. Возможно, россиян попросят дать на него показания и это станет основанием для их освобождения — «за помощь следствию», считает Зейналов.

Другой собеседник «Медузы», азербайджанский политолог Ильгар Велизаде в свою очередь отметил, что «сейчас только начало долгого процесса». «Российская сторона тоже не выплатила компенсации [за сбитый самолет], имена виновных [офицеров ПВО] тоже не названы», — сказал эксперт.

Это действительно так: общаясь с Алиевым в Душанбе, Путин заявил: «Безусловно, все, что требуется в таких трагических случаях, будет сделано с российской стороны по компенсациям, и будет дана правовая оценка действий всех должностных лиц». Но с тех пор ничего не произошло. Хотя в азербайджанских СМИ еще летом появились имена наиболее вероятных ответственных за трагедию — капитана Дмитрия Паладичука и генерал-майора Александра Торопило. 

В то же время Россия и Азербайджан ведут переговоры об освобождении россиян, рассказала 30 октября представитель МИД РФ Мария Захарова. Однако их близкие об этом узнали только из новостей, утверждает издание «Важные истории».

Ситуацию осложняет якобы сорванный государственный переворот в Азербайджане

В дополнение к сидящим в тюрьмах людям между Москвой и Баку остается еще один нерешенный вопрос. Это судьба экс-главы президентского аппарата Азербайджана Рамиза Мехтиева, который долгое время считался лидером «русской партии» — так называют группу политиков и бизнесменов, которые выступают за стратегическую близость с Москвой. Мехтиеву 87 лет, и он буквально старейший чиновник страны, начинавший карьеру под руководством Гейдара Алиева еще в 1970-е. 

Первые новости, что Мехтиева отправили под домашний арест по подозрению в госизмене, коррупции и даже попытке госпереворота, появились 14 октября, а уже на следующий день все окологосударственные медиа Азербайджана вышли с разгромными публикациями о нем. Его называли «троянским конем», который с помощью интриг подрывает независимость Азербайджана и помогает «бывшей империи». 

Агентство APA — со ссылкой на «достоверные источники» — писало, что Рамиз Мехтиев якобы обратился к своим знакомым в Москве с планом государственного переворота. Агентство называло его план «насильственным» и утверждало, что 87-летний чиновник должен был лично возглавить некий Временный государственный совет — новый орган власти. Путин в этом повествовании выступает положительным героем — он якобы и сообщил Алиеву об этих планах. 

Другое СМИ — «Вести Баку» — приводит более зловещую версию: якобы Мехтиев готовил убийство Алиева. Согласно этому плану, самолет президента Азербайджана (Ильхам Алиев примерно в тот же день летал на саммит в Санкт-Петербург) должны были «по ошибке» сбить системы ПВО, но промахнулись. 

При этом до сих пор по поводу ареста нет ни одного официального заявления — Генпрокуратуры, МВД или спецслужб. 

Как утверждает в беседе с «Медузой» руководитель департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии Азербайджана, вынужденный уехать из страны из-за преследования властей, Ариф Юнусов, никакого нового дела против Мехтиева на самом деле нет. 

«Рамиз Мехтиев и так уже три года находится под негласным домашним арестом, — говорит он. — Это значит, что все его контакты контролируются спецслужбами. Сейчас происходит просто театральное представление для внешней и внутренней аудитории. Западу нужно показать, что Азербайджан на самом деле не сближается с Москвой и не помогает ей обходить санкции. Это очень актуально: в Евросоюзе то и дело звучат подозрения, что Азербайджан покупает российский газ, чтобы перепродавать его. Аналогичные идеи есть и насчет нефти — недавний скандал с ее загрязнением уже вызвал подозрения, что она не совсем азербайджанская. Примирение с Москвой может укрепить эти подозрения, поэтому Алиев создает контраргумент, демонстративно устраняя главного проводника российского влияния. Теперь обвинять его в подыгрывании Москве сложнее».

Поверить в версию с заговором сложно еще и потому, что в Азербайджане едва ли найдутся люди, готовые рисковать жизнью и свободой ради Мехтиева — 87-летнего чиновника, который уже несколько лет как утратил рычаги влияния на власть и ассоциируется с кумовством и коррупцией. Тем более что противостоять придется Ильхаму Алиеву, вернувшему Карабах и пользующемуся реальной поддержкой в армии. 

«Дело Мехтиева можно сравнить с „заговором министров“ 2005 года, где одной из центральных фигур был министр здравоохранения Али Инсанов. Его тоже сначала обвиняли в поддержке оппозиции и подготовке госпереворота, но в 2007-м дали срок за коррупцию, — предполагает правозащитник Эльдар Зейналов. — Так что, возможно, со временем политические обвинения из дела Мехтиева исчезнут и останутся только финансовые». 

Особенность азербайджанской медиасреды такова, что власть действительно может легко менять причины ареста. Все опубликованное в местных изданиях способно стать как государственной версией, так и журналистскими домыслами — в зависимости от политических целей. 

И дело Мехтиева — это, скорее всего, лишь инструмент как для внутренней, так и для внешней аудитории. По всей видимости, оно должно оставить у людей в Азербайджане впечатление, что, хоть Путин и признал вину за крушение самолета, стратегическая угроза со стороны Москвы никуда не делась.