Помогут ли налоги обломать амбиции ретивых священнослужителей?
Премьер-министр Армении Никол Пашинян на фоне митингов оппозиционного движения «Тавуш во имя родины», возглавляемого архиепископом Багратом, заявил, что Армянская апостольская церковь (ААЦ) может являться «агентом влияния» с исторических времён.
«У армянского народа был опыт, когда они шли в Кесарию и были помазаны, а придя в Армению, становились агентами влияния. Кажется, у них ничего не изменилось до сих пор. Но мы решим этот вопрос за два-три месяца», — сказал Пашинян в парламенте, передает ТАСС.
Гораздо резче в адрес ААЦ высказался днем ранее его ближайший соратник, спикер Национального собрания Ален Симонян: «В очередной раз была предпринята попытка сгенерировать движение, играя на эмоциях людей. Эта попытка провалилась».
По его словам, движение «Тавуш во имя родины» сейчас вырабатывает стратегию с целью выхода из сложившейся ситуации.
Он считает, что работа церкви должна быть переведена в налоговое поле.
«Мне очень жаль, что церковь вмешалась во все это. Думаю, пришло время обсудить и понять, почему налоговые обязательства, которые существуют для всех в Республике Армения, не распространяются на церковь. И я думаю, что нам следует обсудить этот вопрос в ближайшее время», - заявил Симонян.
Глава парламента отметил, что представители церкви занимаются торговлей, а теперь еще решили управлять и политическими вопросами в государстве.
«Хватит уже играть на наших эмоциях, истории. И, уже занимаясь политикой, собирать деньги у диаспоры, продавать свечи, кока-колу, вино, иметь рестораны и не платить налоги. Хочу понять, почему священнослужитель, которому целуют ручки, должен быть выше простого бизнесмена, платящего налоги и покупающего патроны для армии. Для меня крупные налогоплательщики — самые важные люди», — заявил спикер.
Симонян подчеркнул, что считает категорически неприемлемым, чтобы священнослужитель занимался политикой:
«В Библии говорится: „Не превращайте дом Отца моего в место для торговли". Политика — это торговля. Когда создаешь коалицию, составляешь списки — это и есть торг. А церковь, оставив свое дело, занята сейчас этим».
Итак, начался консолидированный «наезд» на ААЦ со стороны первых лиц государства. Чем это может закончиться для нее? Армения – светское государство, но роль церкви там всегда была особой, как известно. Именно этот институт общества, к сожалению, всегда выступал в поддержку оккупации земель соседних стран.
Вероятно, теперь армянское правительство хочет поставить церковь под контроль. Насколько серьезный это сигнал для ААЦ? Дойдет ли на практике до того, что ее обложат налогами? Как это скажется на авторитете нынешнего промосковского руководства ААЦ в народе? И какую реакцию всё это вызовет в диаспоре?
Своей оценкой этих событий согласился поделиться с Pressklub.az директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
«Случайно или сознательно, но Пашинян и Симонян намереваются повторить известную конфликтную ситуацию с покушением на собственность ААЦ со стороны царского правительства в 1903 г., - начал эксперт. - Напомню, что в тот период сложилась ситуация, наносящая прямой ущерб налоговой системе Российской империи. Общественная собственность армянства, не относящаяся к богослужению, была в управлении ААЦ как церковное имущество и на этом основании не облагалась налогами. Естественно, что при этом коммерческая деятельность армян обретала большую конкурентоспособность. К началу ХХ века ААЦ распоряжалась в России собственностью уже в 113 млн рублей. На этот лакомый кусок практически одновременно обратили внимание как власти в лице кавказского наместника князя Голицына, рассматривавшие это как форму уклонения от налогов, так и армянские партии «Дашнакцутюн» и «Гнчак», остро нуждавшиеся в средствах на свою революционную деятельность и практиковавшие их вымогательство».
Голицын выступил инициатором принятия закона от 12 июня 1903 года с длинным названием «О сосредоточении управления имуществами Армяно-Григорианской Церкви в России в ведение правительственных учреждений и о подлежащих передаче в ведение Министерства народного просвещения средствах и имуществах означенной Церкви, коими обеспечивалось существование армяно-григорианских церковных училищ», - продолжил Зейналов. «Не отменяя права собственности ААЦ, государство передавало управление недвижимостью ААЦ министру земледелия и государственных имуществ, а финансами - министру внутренних дел.
Впервые была проведена ревизия хозяйства ААЦ, которая позволила выявить и передать под управление государству имущество и капиталы, не связанные с собственно религиозной деятельностью. В ходе переписи имущества в 1903 г. в принадлежащих ААЦ помещениях стали находить склады оружия армянских революционеров, которые рэкетировали духовенство, получая средства на повстанческую деятельность в Турции. Например, 2 сентября 1903 г. оружие нашли в бакинском Соборе Святого Григория на Парапете.
Интересы духовенства и революционеров сошлись. Церковь призвала к борьбе с царской властью, революционеры охотно этот призыв поддержали. Начался террор против российских чиновников. Вскоре, по примеру действий армянских революционеров в Турции, по всему Кавказу в 1905-1907 гг. были организованы и конфликты между армянским и мусульманским населением. Под давлением террористов, власти сдались, и в 1907 г. вызвавший бурю страстей закон был отменен. Правда, ААЦ пришлось платить дань уже не царю, а единокровным революционерам...», - рассказывает правозащитник.
Нынешняя история в Армении во многом повторяет события 120-летней давности, полагает он. «ААЦ по-прежнему хочет уклоняться от налогов, сохранять контроль над пожертвованиями верующих и диаспоры и над коммерческими предприятиями, и поддерживает оппозицию, которая хотела бы поменять власть в стране. Как и в 1903-1907 гг., оба союзника этого тандема готовы переступить через кровь, так как срыв делимитации границы грозит новой армяно-азербайджанской войной. Это вполне осознают и озвучивают власти Армении. Так, премьер-министр Пашинян заявил в армянском парламенте, что «делимитация границ является гарантией безопасности, лучшей гарантии просто не существует. Это также гарантия независимости и суверенитета».
По иронии судьбы, нынешние противники делимитации границы в Тавуше когда-то, будучи у власти, сами создали будущую проблему. Как недавно выяснилось, они выдавали жителям Тавушской области кадастровые сертификаты на землю на азербайджанской территории. Когда людей начали выселять, они протестовали, полагая, что раз у них на руках есть армянские документы на землю, то она принадлежит Армении. Минюсту РА пришлось выступить с разъяснением, что сертификаты были «выданы по ошибке».
Собственно говоря, статья 17 закона РА «О свободе совести и религиозных организациях» однозначно утверждает, что «в Республике Армения церковь отделена от государства», «запрещается участие церкви в государственном управлении» и «не возлагается каких-либо государственных функций на церковь и религиозные организации». Так что пора призвать нарушителей закона к ответу, пока они не спровоцировали кровопролитие», - заключил директор ПЦА.
Рауф Оруджев
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.