четверг, 18 июля 2019 г.

Последняя помощь – почему в Азербайджане до сих пор не создана структура оказания паллиативной помощи?

18.07.2019 09:53

В 2011 году в парламенте Азербайджана обсуждался вопрос необходимости организации в Азербайджане системы паллиативной помощи для тяжело больных людей.  Депутаты заявляли о том, что изучается опыт зарубежных стран в данной сфере.  Однако с тех пор прошло уже 8 лет, но вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки.

Отметим, что паллиативная помощь – это подход, который позволяет улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки.

Согласно мировой практике, одним из эффективнейших инструментов паллиативной помощи являются хосписы- учреждения, основной целью которых является обеспечение ухода за тяжелобольными людьми. К ним относятся граждане с онкологическими заболеваниями, слабоумием, парализованными (например, после перенесенного инсульта). Здесь они получают ту самую паллиативную помощь. Увы, но на данный момент эта сфера в Азербайджане остается без внимания.

Как заявил в беседе с ru.thebusinesstimes.az глава Правозащитного Центра Азербайджана Эльдар Зейналов, статья 41 Конституции Азербайджана гарантирует право на получение медицинской помощи «каждому», то есть ее обязаны оказывать и безнадежным, и безденежным больным.

 «А ведь помощь безнадежно больным нужна не только им, но и остальному обществу, чтобы не терять человечность. К тому же, работа в медучреждениях типа хосписов считается одной из работ, которую выполняют альтернативнослужащие, то есть отказники от военной службы по убеждению. В Конституции возможность альтернативной службы предусмотрена, и когда ее, наконец создадут, то в хосписах будет кому работать. Разве не символично, что умирающие помогут тем, кто не хочет никого убивать?

Мне кажется, что это как раз тот случай, когда власти, как и в случае с отменой смертной казни, должны не идти за настроениями обывателей, а проявить инициативу», – считает правозащитник.

По его словам, что касается того вопроса, кто же должен оплачивать паллиативную помощи, то все зависит от обстоятельств.

Э.Зейналов считает, что состоятельные граждане могут сами позаботиться о такой помощи своему родственнику.

«Поэтому будем говорить о тех гражданах, у кого нет средств на многомесячное содержание в больнице с круглосуточным уходом и не дешевыми лекарствами. Они точно не смогут за это платить. Остаются государство и меценаты.

 В Великобритании, например, хосписы держатся в основном на пожертвованиях меценатов, и государство вкладывает в них всего 8%. В Германии хосписы поддерживает государство, но это самое богатое государство континентальной Европы, с которым наш Азербайджан и сравнивать не стоит. В России тоже есть хосписы с содержанием за счет госбюджета, но видно, ситуация там не вполне благополучная, так как создаются и платные частные хосписы.

 Поэтому единственный реальный вариант для нашей страны — это частное финансирование, с некоторым участием государства (например, в части лекарств, особенно наркосодержащих). Суммы на содержание хосписов могут пойти немалые, но не заоблачные.

 Однако наши нувориши в массе проявляют безразличие к вопросам благотворительности. Единственный хоспис в Баку, о котором я слышал, финансируется в основном еврейскими меценатами, и это мне лично о многом говорит. Ведь он действует уже давно, но не менее состоятельные отечественные толстосумы не спешат брать с них пример», – заметил Э.Зейналов.

По его словам, существует и другой, не очевидный, но от этого не менее существенный фактор.

«Как правило, паллиативная помощь не обходится без болеутоляющих лекарств, которые содержат наркотики, например, морфин. Необходимо их закупать или производить в стране из наркосодержащих растений. Кто гарантирует, что часть этой продукции не уйдет не по назначению? Можно, конечно, охранять плантации и фармацевтические фабрики с собаками и пулеметами, навесить по десять замков на шкафы с лекарствами, но все это окажется бесполезным, если кто-то из персонала захочет легкого заработка.

 Статистика показывает, что наркотики выращивает лишь в 201 из 2899 случаев преступлений, в остальных 93% случаях их воруют, перепродают и потребляют. Причем  96% осужденных за наркопреступления в 2017 году получили приговоры с лишением свободы. Разве кого-то это остановило? С 2000 г. число осужденных за наркотики выросло в более чем 1,5 раза (с 1658 до 2545). По сей видимости, никому риски не нужны, а потому никто  и не рвется проявлять инициативу по учреждению паллиативной помощи и созданию хосписов», – отметил Э.Зейналов.

 По словам нашего собеседника, трудно точно оценить масштабы того, скольким гражданам в стране необходима паллиативная помощь, однако известно, например, что в Азербайджане на 100.000 человек (население среднего района) от новообразований в год умирает 89 пациентов.

«Реально койко-мест в хосписах потребуется меньше. Часть семей не захочет доверить больного родственника чужим людям и предпочтет держать его дома и пользоваться услугами приходящей помощи. Так что типовым вариантом мог бы стать хоспис на 40-50 мест с небольшой паллиативной службой для помощи на дому.

Сколько денег уйдет на его содержание? В Великобритании годовые расходы хосписа в Восточном Мидлэнде, который обслуживает 5 графств (369 детей), составляют примерно 5 млн фунтов стерлингов (примерно 11 млн манатов). Здесь же пациентов (и расходов) будет в 7-9 раз меньше, а с учетом разницы цен между двумя странами, то и того ниже»,- подытожил правозащитник.

С.АЛИЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.