23 ЯНВАРЯ 2019 17:47
Новости-Азербайджан. Жестокое убийство молодого парня в центре Баку взбудоражило общественность.
Средь бела дня, близ станции метро "Низами" двое подонков воткнули нож в сердце парня, который только начал жить, погибшему было всего 22 года. По официальной версии, убили парня за то, что тот вступился за незнакомую девушку, над которой эти "смельчаки" насмехались. Убийц задержали, ими оказались ранее судимые жители Ширвана, неоднократно судимые за наркотики. Но погибшего Эмина Шемиева уже не вернуть.
Становится страшно, когда задумываешься, что подобные случаи могут сделать наше общество равнодушным к чужому горю из-за боязни лишиться жизни таких борзых отморозков, уверенных в своей безнаказанности. Люди просто напросто могут предпочесть не вмешиваться и не лезть в не свое дело, делая вид "моя хата с краю - ничего не знаю".
Тем не менее, погибший, так не считал. Заступиться за девушку он посчитал делом чести, за что и поплатился жизнью, умерев героем нашего времени.
Имам мечети "Мешеди Дадаш" Гаджи Шахин Гасанлы в беседе с Новости-Азербайджан назвал поступок молодого человека, несомненно, героическим. "Герой - это тот, кто не пройдет мимо, кто всегда пожертвует собой во благо других. И это делает героя любимым всеми, уважаемым даже врагами, личностью достойной подражания. Неспроста в хадисах такая смерть называется мученической, т.е. такие люди считаются шехидами".
Две крайности
Он признался, что эта новость его встревожила. По его словам, с одной стороны мы потеряли достойного соотечественника, с другой - у нас в обществе имеют место быть такие преступления. Однако религиозный деятель не считает, что виной всему является нравственная деградация молодежи. "Мы можем много сетовать о моральном облике современной молодежи, о нравственном упадке и т.д. Во-первых, я не считаю, что постепенно все только и ухудшается. Современные возможности поляризуют общество. Часть становится более продвинутой, образованной, целеустремленной, свободомыслящей, ну а часть стремительно идет в обратном направлении. Они этим даже гордятся. Хотя, к счастью, такие не определяют лицо современной молодежи, но становятся все опаснее и "заразнее"".
Сами виноваты
На вопрос о причинах сложившейся ситуации он ответил вопросами. "В чем причина? Разве не мы романтизируем криминальные субкультуры? Разве не мы все время крутим криминальные новости, криминальные сериалы и передачи? Разве не у нас повестку дня может занять какое-то криминальное событие? Мы сами героизируем криминальный образ жизни. И эта стезя становится для многих привлекательной, путем к богатству и славе".
Редакция Новости-Азербайджан также обсудила вопиющий случай с главой Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым. Он выразил свое видение причин периодических случаев поножовщины в столице. Также проконсультировал касательно уголовной ответственности, предусмотренной за ношение холодного оружия.
Криминальное сообщество
"Я, наверное, буду не оригинален, высказав версию, что криминогенную обстановку в городе осложняют приезжие. Я не имею ввиду просто выходцев из сельских районов, которые в основной массе привязаны к земле и чтут традиции, а говорю о тех слоях населения, которые, не найдя себе места в селе, едут в большие города в расчете на легкие и крупные деньги. Это люди, как я обычно говорю, с лотерейным мышлением. Им претит мысль о том, что нужно долго и трудно добиваться своего места под солнцем, и они рассчитывают в основном на удачу, часто становясь добычей мошенников и втягиваясь в криминальные схемы, которые сулят наживу. Раньше бы их назвали "деклассированными": они оторвались от земли, ненавидят физический труд (гнуть спину они не захотели у себя на дедовском поле, тем более не будут это делать и в городе).
Здесь в городе, у них нет ни родственников, ни знакомых, ни общественного мнения, здесь каждый за себя, и они теряют ориентиры. Каждая легко и модно одетая девушка кажется им проституткой, каждое чужое добро - плохо лежащим. Они отводят душу, делая то, что им бы не сошло с рук в селе, но очень чувствительны, когда городское общество их отторгает. И естественно, периодически нарываются на конфликты. Именно поэтому они носят с собой ножи".
В подтверждение своих идей Эльдар Зейналов привел недавний пример, когда ночью 17 января в доме торжеств "Тябрик" на территории Хатаинского района в Баку пьяный клиент - житель Кяльбяджарского района напал с ножом на официанта ресторана - жителя Саатлинского района. "Зачем кельбаджарец пришел на свадьбу (!) с ножом, и с чего вдруг он решил пустить его в ход против саатлинца, сказать трудно. Но могу представить, что в атмосфере большого города оба сельчанина не по-хорошему расслабились".
Лазейки в законе позволяют хулиганам носить холодное оружие
Говоря о правовой стороне вопроса, правозащитник отметил, что в принципе, ношение ножа на охоте или в местности, где он является частью национального костюма, не запрещено. В остальных случаях может наступить уголовная ответственность по статье 228.4 Уголовного Кодекса (общественные или исправительные работы или лишение свободы на срок до года). Ответственность существует и за незаконное изготовление холодного оружия (срок лишения свободы при этом достигает 2 лет). На митинге могут наказать не только за холодное оружие, но и за иные предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих. Тут имеется в виду ситуация, когда нож не применяли, а просто носили.
"Проблема в том, что хотя порезать и покалечить можно даже обломком стекла, но не каждый нож в кармане считается холодным оружием. Не буду вдаваться в подробности, отмечу лишь, что эксперты используют не менее 40 показателей, касающихся формы, длины, твердости клинка и других характеристик. Так что просто за нож в кармане, если он не подходит под понятие "холодное оружие", никого не имеют права арестовать. Этим хулиганы и пользуются.
Другое дело, если нож пущен в дело. Тогда он становится "орудием преступления" и то, что человек дрался не голыми руками, а, скажем бутылкой, камнем, палкой, отяготит его наказание".
Раньше и сейчас
Эльдар Зейналов объяснил, почему молодежь, особенно подростки, очень легко соблазняются на ношение ножей. "Как ты заступишься за свою девушку, если ее преследует вон тот детина, а тебя Бог силой обделил?.. Раньше такого рода конфликты тоже случались, но была и определенная культура драк, а также молодежные группы, которые заступались за своих. Принадлежность к такому сообществу охлаждало желание с тобой связываться. Да и неадекватных было не так много, и они держались в рамках. А сейчас и девушку могут избить, и старика покалечить, и ребенка ограбить, не говоря уже о таких "мелочах", как мат в публичном месте".
Что делать?
Правозащитник видит большую роль СМИ в формировании мышления у нашей молодежи. Он сетует, что по национальным телеканалам мало что увидишь хорошего. "Четверть века независимости не породили ни одного запоминающегося положительного образа, с которого бы молодежи захотелось взять пример? Совестливые, отзывчивые люди, приличные женщины, мужики, к которым не надо присматриваться, чтобы определить их пол - куда они все подевались с экранов?"
Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что эта история, когда молодой парень за свой благородный поступок стал жертвой двух ранее неоднократно судимых наркоманов, стала очень показательна для нашего общества. Она показала, что нужно больше уделять внимания воспитанию и занятости молодежи, нужно ужесточить контроль над ношением холодного оружия и распространением наркотиков и отслеживать деятельность бывших заключенных. Но никак не наоборот. Нельзя перестать оставаться неравнодушным, будучи свидетелем плохого обращения с девушкой, да в принципе не важно с кем, хоть с котом. Ведь Баку всегда славился своей честью и благородными поступками. Заступиться за девушку всегда было священным долгом азербайджанца.
Наталья Гулиева
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.