суббота, 26 января 2013 г.

В Армении истерика в связи с отклонением в ПАСЕ резолюции по Азербайджану

26.01.2013 Т.МАКСУТОВ, Н.АБАСОВ 

Отклонение резолюции о политзаключенных в Азербайджане в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) вызвало истерику в Армении. 23 января ПАСЕ на вечернем пленарном заседании зимней сессии в Страсбурге рассмотрела 2 доклада по Азербайджану. Один из них, подготовленный немецким депутатом Кристофом Штрассером, касался политзаключенных в Азербайджане. Резолюция по докладу Штрассера не была принята. Ее поддержали 74 депутатов при 125 против. Армянская делегация проголосовала за принятие этой резолюции. Российская делегация высказалась против.

"То, что произошло в ПАСЕ, можно назвать гибелью системы ценностей этой структуры. Этим голосованием, по сути, ПАСЕ принимает, что Азербайджан - это самая демократичная страна, где отсутствует преследование за политические взгляды, где соблюдаются права человека, где нет проблемы плюрализма мнений", - заявила Panorama.am член армянской делегации Наира Зограбян.

По словам члена армянской делегации в ПАСЕ, решение отклонить резолюцию о преследовании за политические взгляды в стране, которая является членом Совета Европы, ставит эту международную структуру на грань большого кризиса. Совет Европы не остался верен исповедуемым им ценностям. "После этого нужно подумать, что мы делаем в подобных структурах, где руководствуются не беспристрастием, не провозглашенными фундаментальными ценностями структуры, а личной выгодой, где практикуются взятки, где страна, используя свои нефтедоллары, теперь может купить не только депутатов, но и целые структуры", - добавила Н.Зограбян.

В ответ на вопрос, можно ли считать провал данной резолюции неудачей армянской делегации, депутат сказала, что армянская делегация из 8 депутатов не может напрямую решить те проблемы, которые стоят перед международными организациями. "Коррупция - это серьезная проблема не только в Совете Европы, но и в других европейских организациях. Из-за нее эти организации подвержены серьезной коррозии. Мы, конечно, должны все обсудить. Я думаю, что, вернувшись в Ереван, мы должны разработать тактику дальнейших действий нашей делегации", - резюмировала Наира Зограбян.

BBCRussian.com также подготовил материал о сессии ПАСЕ. "Парламентская ассамблея Совета Европы одобрила доклад о соблюдении Азербайджаном обязательств перед этой организацией, при этом отклонив еще одно исследование, сфокусированное на политических заключенных в этой стране. Испанец Педро Аграмунт и мальтиец Джозеф Дебоно-Греч в своем совместном докладе хвалили "европейские устремления" правительства в Баку, лишь слегка посетовав на недостаточный прогресс в деле становления свободы прессы и независимости правосудия. На заседании в Страсбурге в среду ассамблея сочла этот документ сбалансированным и приняла большинством в 196 голосов; против проголосовали лишь 13 делегатов, а 16 воздержались.

Доклад немца Кристофа Штрассера о политзаключенных в бывшей советской республике, напротив, вызвал острую дискуссию, в ряды его критиков влились прокремлевские депутаты российского парламента, и в итоге был забракован большинством в 125 голосов против 79. После заседания члены азербайджанской делегации не могли скрыть свою радость от итогов обсуждения двух докладов.

Штрассер, которого не пустили в Азербайджан, назвал случившееся "тяжелым поражением для всей Парламентской ассамблеи".

Критики доклада "Еще к вопросу о политических заключенных в Азербайджане" указывали на то, что он написан "понаслышке" и не стал результатом официальной инспекционной поездки. Власти Азербайджана действительно не приглашали члена ПАСЕ посетить страну для этой цели и несколько раз отказывали ему во въездной визе. В итоге ему пришлось довольствоваться свидетельствами азербайджанских правозащитников и международных правозащитных организаций, таких, как Amnesty International. На основе этих данных он составил первичный список из 85 человек, заключенных в азербайджанские тюрьмы "предположительно" по политическим мотивам. Позднее из списка были вычеркнуты 35 человек, помилованных президентом Ильхамом Алиевым, освободившихся по отбытии срока, либо умерших в тюрьмах. Однако после заседания Комитета по юридическим делам и правам человека в политзаключенные записали еще 10 человек.

Глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов сказал, что Штрассер перечисляет "несуществующих людей", "доклад не отражает реальности", и вообще "Совет Европы создавали для блага стран, а не против них". Многие присутствовавшие на заседании ставили под сомнение сам мандат доклада Штрассера, вопрошая, с какой стати в нем рассматривается проблема политзаключенных только в Азербайджане, когда она существует и в других странах-членах Совета Европы.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, член российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Алексей Александров выступил против резолюции ПАСЕ по докладу Кристофа Штрассера "Последующие меры по вопросу о политических заключенных в Азербайджане". Как сообщает московский корреспондент АПА, сенатор расценил дискуссию как интересную и серьезную. Вместе с тем, по его мнению, докладчик провел парламентское расследование без соблюдения правил. Он не был в Азербайджане, не изучал источники доказательств на месте, а также не предоставил достаточных свидетельств в пользу опубликованных списков политзаключенных, пояснил Алексей Александров. "Нельзя решать правовые вопросы неправовыми способами".

Сенатор указал и на то, что в международном праве отсутствует понятие "политический заключенный". "Соответственно, использование этого термина в документе открывает возможности для однобокой и политизированной трактовки". Все парламентарии заинтересованы в том, чтобы законность соблюдалась правоохранительными органами, но это никакого отношения не имеет к представленным спискам, которые не носят правового доказательственного значения, подчеркнул Алексей Александров. "Это субъективные, вкусовые вопросы, и ими нельзя подменять решения правовых органов в демократических государствах".

Большинство членов ПАСЕ также не поддержали резолюцию по этому докладу, и в итоге она не была принята. Российская делегация единогласно голосовала против документа.

Между тем правозащитник Эльдар Зейналов прокомментировал "Эхо" непринятие в ПАСЕ доклада Штрассера. "Уже после осенней сессии было бы видно, что идет определенное брожение по поводу доклада Штрассера. Еще тогда при обсуждении предложения, согласно которому определение политзаключенных передавалось бы в компетенцию Европейского суда по правам человека, голоса разделились: 89 на 89. Согласно процедурным нормам была принята редакция, предложенная докладчиком, то есть Штрассером. Тогда этот доклад был очень остро воспринят. И можно сколько угодно говорить, что это результат лоббирования азербайджанских депутатов, но ведь и правозащитникам никто не запрещал лоббировать. Это был своеобразный сигнал, и как результат - на этот раз доклад Штрассер и вовсе не был принят. Да, большинство голосов против отдали депутаты из бывшего социалистического лагеря, но это понятно. Те же проблемы схожи и для них, и они поддержали партнера. Были там голоса и делегаций стран - членов ЕС. Была обеспокоенность со стороны Испании, Италии и Греции. Эти страны также имеют проблемы с политзаключенными, террористами. Таким образом, удалось получить большинство.

Однако по большому счету это не должно повлиять на позицию ПАСЕ, потому что отчет уже был принят в прошлом году правовым комитетом ПАСЕ, и он остался в силе. Но сейчас более широкий состав ПАСЕ решил, что не стоит принимать резолюцию. Еще один момент заключается в том, что многие члены ПАСЕ настаивали на расширении мандата докладчика. Ведь проблемы с политическими заключенными есть не только в Азербайджане. Также следует заострить внимание на понятии "политзаключенный". Оно должно быть сформулировано таким образом, чтобы не допускать двойных трактовок", - заключил правозащитник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.