понедельник, 5 августа 2002 г.

Интервью о событиях в Нардаране

В прошлую субботу в Нардаране побывала группа правозащитников, которая встретилась с местными населением, обсудила проблемы прав человека. Мы беседуем с участником поездки, директором Правозащитного Центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.

- Как Вы оцениваете обстановку в Нардаране?

Как умеренно-напряженную. На площади Имама Гусейнова по-прежнему круглосуточно собирается местный «актив». Обсуждается текущая обстановка, проводятся встречи с журналистами, правозащитниками, политиками. Местное население демонстрирует готовность к сопротивлению, даже подготовило могилы для будущих жертв, которых здесь однозначно воспринимают как «шехидов».


Ситуацию может проиллюстрировать следующий случай. Буквально на днях в тюрьме у одного из арестованных нардаранцев случился сердечный приступ и его буквально вытащили с того света. Так он, когда пришел в себя, вместо радости и благодарности начал ругать тюремный персонал. Мол, если бы он умер сейчас в тюрьме за благое дело, то сразу бы в качестве награды за страдания попал бы в рай.

У людей все еще сохраняется вера в «доброго царя»: ждут, что как-то отреагирует президент страны. Однако ситуацию сильно осложнило недавнее совместное заявление прокуратуры и МВД.

- Кстати, Ваша оценка этого заявления?

Как очень примитивной по форме и провокационной по содержанию пропагандистской акции. Впечатление, что текст составляли люди, далекие от Ислама, и абсолютно незнакомые с обстановкой.

Например, общеизвестно, что шииты терпеть не могут ваххабитов и, например, в Иране им нет места. А тут утверждается, что на площади Имама Гусейна раздавались проваххабитские заявления. Или же, что подвыпившие (!) мусульманские фанатики кому-то угрожали ножом. Утверждение властей, что под видом могил копают окопы, не только кощунственно, но и смехотворно. Достаточно взглянуть на сами эти «окопы» глубиной не более 60 см, вырытые не в длину, а рядком. Намеки на обучение в секретных (шпионских) лагерях нардаранской молодежи – плевок в сторону не только наших спецслужб, которые, получается, проморгали целую шпионскую сеть, но и самих прокуратуры с полицией, которые просто обязаны этих «шпионов» арестовать, и не делают этого.


Гораздо серьезнее утверждения о том, что помимо арестованных «вслепую» 7 аксакалов и примерно такого же количества арестованных впоследствии нардаранцев, объявлены в розыск еще некие нардаранские аксакалы, из которых назвали лишь троих. Фактически этим расплывчатым заявлением потенциальными врагами объявлены все аксакалы поселка. Кстати, названные трое аксакалов были немало удивлены, так как они, с одной стороны, ни от кого не скрываются, а с другой – никто из следственных органов к ним за показаниями не обращался.

- А чем в этой обстановке могут помочь правозащитники?

Если сами люди не займутся защитой собственных прав, то мало чем. Всегда может возникнуть вопрос, почему права нардаранцев занимают вас, правозащитников, больше, чем самих пострадавших, нет ли там какого-либо корыстного или политического интереса? А сейчас ситуация такова, что люди, вместо того, чтобы документировать то ужасное, что с ними произошло, и посылать эти документы в посольства, в международные организации, в прессу, роют себе могилы и готовятся к встрече с Аллахом. Большинство арестованных даже не имеют адвокатов, т.к. какой-то «умник» им внушил, что если они наймут себе защитника, то это будет доказательством того, что они чувствуют себя виновными.

Как-то технично на задний план был задвинут вопрос о том, кто конкретно виноват в кровопролитии, насколько обоснованно было делать вооруженную ночную атаку внутри населенного пункта, были ли основания брать под стражу аксакалов, т.е. блок юридических вопросов. И дискуссии ведутся вокруг того, являются ли религиозные взгляды нардаранцев радикальными, является ли их Совет религиозным или аксакальским, в чем ходить в школу девочкам и т.п.

Очень сильно в «Нардаранском деле» выпячивается политический аспект, причем не нардаранцами, а извне. С одной стороны – этот фон создается официальными посещениями поселка оппозиционными политиками с последующими политическими заявлениями смены власти, с другой – заявлениями властей об «иранском следе», «иностранных агентах», разветвленных планах захвата власти. На эту же почву упало и заявление 26 июля о разоблачении нового «муталлибовского заговора», где в качестве заговорщической организации упоминалось активное в Нардаране «Объединение Баку и деревень».

Похоже, что власть планирует трансформировать социальные требования нардаранцев в часть очередного «заговора». Такое уже было с шекинцами и карабахскими инвалидами, где к беспорядкам на социальной почве «пристегнули» оппозицию. Такой избитый трюк в духе советских времен преследует двоякую цель: отбить у людей охоту бунтовать даже по социальными проблемам, чтобы не быть зачисленными в заговорщики, и отбить у оппозиции охоту реагировать на расправы с населением, чтобы не быть обвиненной в попытке насильственного свержения власти. Побочная третья цель – создать у иностранных инвесторов впечатление, что в стране нет социальных проблем, а есть лишь интриги деструктивной оппозиции, которую терпят «либеральные» власти.

Все это, естественно, не может не тревожить правозащитников. В эту субботу в Нардаране побывала делегация из Федерации правозащитных организаций и Комитета защиты нардаранцев. Правозащитники встретились с оставшимися на свободе аксакалами, получила свежую информацию, а главное – поделилась тем беспокойством, о котором я уже сказал.

Было решено провести собственное расследование событий в Нардаране. Раз уж этим не занимается следствие, которому уже заранее задали направление, а также парламент, который проводил такие расследования в 1992-1993 гг., попробуем это сделать сами.


Кое-какую информацию мы уже собрали и распространили. Представитель нашей Федерации, директор Института мира и демократии Лейла Юнус была в Нардаране уже в ночь событий, собрала фото- и видеоматериалы, свежестреляные гильзы, сделала отчет на английском языке, который был распространен по каналам Федерации. Нашим Правозащитным Центром за 2 месяца были распространены 83 информации по «Нардаранскому делу». Составляется и уточняется новый список политзаключенных по этому делу. Даны наши комментарии в прессе. «Нардаранская проблема» была поднята и на июльской встрече с со-докладчиками ПАСЕ по Азербайджану. На основе нашей информации этот вопрос был поднят уже 6-7 июня влиятельной международной организацией Human Rights Watch, с которой президент порекомендовал сотрудничать чиновникам еще в 1998 г., а также Всемирной Организацией против пыток.

В общем, кое-какая работа ведется и уже приносит свои плоды. Но этого все-таки недостаточно, т.к. нардаранцы все еще под арестом, а виновные в ночной стрельбе по гражданскому населению до сих пор не наказаны.

5 августа 2002 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.