пятница, 1 февраля 2002 г.

Главный критерий - улучшение положения заключенных

Эльдар Зейналов
Правозащитный Центр Азербайджана

В начале сентября прошлого года три неправительственные организации (НПО) - наш Правозащитный Центр Азербайджана (ПЦА), Инициативная группа "Международной Амнистии" в Азербайджане, а также Центр Гуманитарных Программ "Эль" одновременно подписали протоколы о сотрудничестве с Главным управлением исполнения судебных решений (ГУИСР) Министерства Юстиции. Каждый из этих документов закрепил взаимные интересы соответствующего НПО и ГУИСР в таких областях, как образование персонала и заключенных, совместные публикации и семинары, посещения тюрем и пр.

Это нерядовое событие для ПЦА было логическим следствием многолетней работы, начавшейся с косвенного мониторинга тюрем в начале 1995 г., продолжившейся с декабря 1996 г. посещением женской колонии, затем, с ноября 1997 г. - посещением других колоний и следственных изоляторов, и приведшей к такой ситуации, когда с нашим мнением о положении в пенитенциарной системе стали считаться как ГУИСР, так и международные организации. Мы уже совместно выпустили 16,5-тысячным тиражом памятку для заключенных, доступным языком описывающую права заключенных, первый учебник по пенитенциарному праву, написанный азербайджанским юристом на основе отечественного законодательства. После открытия учебного центра для тюремного персонала нами выпущено учебное пособие по основным документам Совета Европы, касающимся пенитенциарной системы.

И все же, как и в декабре 1996 г., мы уделяем значительное внимание посещениям тюрем. От опытного исследователя не ускользнут многие жизненно важные детали быта заключенных, которые скрываются за победными реляциями официальных отчетов. И потому мы всегда ценим прямой мониторинг как возможность проверить официальные сообщения и жалобы заключенных, составить свое собственное представление о ситуации.

Сентябрьские договоренности и здесь внесли новый элемент. Мы договорились с руководством ГУИСР, что после посещений того или иного пенитенциарного учреждения мы будем представлять им копию нашего отчета. В свою очередь, ГУИСР обсудит наши замечания и постарается принять меры к устранению недостатков и улучшению положения.

Первой тюрьмой, посещенной буквально несколько дней спустя подписания протокола, была Гянджинская (Следственный изолятор №2 Минюста). Об этой старинной тюрьме, давно уже отметившей свой 100-летний юбилей, ходила достаточно дурная слава. Кое-что из слышанного нами подтвердилось, что мы и отметили в нашем отчете, сделав ряд конкретных рекомендаций по улучшению положения. 

Отчет был обсужден в ГУИСР и в основном признан объективно отражающим положение. И вот уже через полтора месяца, почторно посетив тюрьму, мы смогли убедиться в том, что наши советы не остались без внимания.

Часть из наших рекомендаций требует достаточно серьезных реформ и взаимодействия судебной системы и ГУИСР. Ведь сто лет назад тюрьма была расчитана на 300 человек. К тому же в те времена заключенные содержались не только в губернском центре Елисаветполе (Гяндже), но и в других местах региона, например, Казахе, Нухе (Шеки) и пр. А сейчас, когда население города многократно выросло, а тюрьма осталась одной на весь регион при той же самой кубатуре помещений, количество заключенных удвоилось и соответственно ухудшились санитарные нормы. Очевидно, что необходимо позаботиться о строительстве новых корпусов, а также применении судами альтернативных мер пресечения. Но насколько это реально сейчас, при нашем скудном государственном бюджете? И так уже строительство нескольких новых колоний вместо радости, что старые колонии разгрузятся, вызвало недовольные реплики: "Хорошее правительство строит детские сады, а плохое - тюрьмы", "лучше бы позаботились о беженцах, чем об этих бандитах"...

Но кое-что можно было сделать даже без больших дополнительных инвестиций. Так в тюрьме появился новый электрогенератор - и соответственно исчезли из камер свечки. С окон камер были удалены жалюзи - и дышать стало легче, да и естественный свет появился, как это требуется европейскими стандартами. А электролампы переместились из узкой зарешеченной ниши над дверью в более открытое пространство - и сразу у заключенных появился интерес к библиотечным книгам, которые раньше читать без вреда для зрения было невозможно. Да и самих книг для библиотеки были закуплены многие сотни. А на стенах камер появились на всеобщее обозрение правила внутреннего распорядка, уже упомянутая "Памятка заключенного" и брошюрка Красного Креста, рассказывающая, как предохранить себя от туберкулеза…

Это далеко не полный перечень изменений в Гянджинской тюрьме, ставший возможными благодаря лишь одному визиту исследователей ПЦА, а главное - новому подходу к замеченным недостаткам. Если раньше мы просто шумели в прессе в слабой надежде, что нас услышат, то теперь появилась возможность что-то улучшить сразу же. А именно это - улучшение условий содержания в пенитенциарных учреждениях наших сограждан, а не раздувание сенсаций - и должно быть нашей конечной целью.

А на очереди - другие тюрьмы…

2002 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.