пятница, 27 августа 1999 г.

Женщин осуждают чаще всего за убийства

 Среди заключенных женской колонии есть даже негритянка из Камеруна

Правозащитный Азербайджана (ПЦА) в рамках своей программы “Мониторинг ситуации в местах лишения свободы” провел 24-25 августа очередной образовательный семинар, посвященный особенностям пенитенциарной системы Азербайджана для женщин. Как сообщил нашему корреспонденту директор ПЦА Эльдар Зейналов, с лекцией выступил ведущий специалист Главного управления исполнения судебных решений (ГУИСР) Министерства юстиции Муса Гумбатов. Он отметил ряд особенностей режима отбывания наказания женщинами Азербайджана. Так, они не приговариваются к пожизненному заключению и при попытке побега к ним не применяется оружие.

Используется лишь два вида режима: общий режим для всех осужденных женщин, за исключением совершивших тяжкие преступления и особо опасных рецидивисток, которые содержатся на строгом режиме.

К беременным женщинам применяется отсрочка приговора на срок до 1 года, а к имеющим малолетних детей - до 3 лет, на период родов предоставляется отпуск из колонии сроком до 15 суток. Для женщин с детьми и беременных не предусматривается ограничений в количестве передач, их запрещено держать на строгом режиме в тюрьмах и следственных изоляторах, принуждать трудиться, создаются улучшенные условия содержания и высококалорийный рацион питания и даже дается разрешение жить за пределами колонии.

По словам М.Гумбатова, в женской колонии созданы условия для содержания женщин вместе с новорожденными и малолетними детьми. В настоящее время в единственной женской колонии содержатся 280 женщин. В основном это женщины в возрасте от 25 до 55 лет (79%), впервые осужденные (79%), в основном на срок от 5 до 10 лет (59%).

В подавляющем большинстве (88%) это гражданки Азербайджана. По национальному составу выделяются азербайджанки (77%), хотя среди осужденных есть цыганка, две армянки и даже негритянка из Камеруна.

Несмотря на то, что среди осужденных женщин представлен широкий спектр преступлений - от хулиганства до шпионажа, в основном женщины осуждаются к лишению свободы за убийство при отягчающих обстоятельствах - 27,5%, незаконный оборот наркотиков - 25%, воровство - 15,7%, грабеж - 12,9%.

Участники семинара посетили женскую колонию (исправительно-трудовое учреждение №4), где осмотрели производственные и жилые корпуса, медсанчасть, библиотеку, кухню, мечеть.

Были проведены беседы с заключенными и сотрудниками колонии. В дар библиотеке были переданы десятки книг по различной тематике. В семинаре участвовали государственные структуры (ГУИСР, Академия наук), неправительственные организации из Баку, Сумгайыта и Газаха (ПЦА, Общество защиты прав женщин, Общество женщин Азербайджана, женский меджлис “Севиль”, женсовет Объединения Баку и деревень, Ресурс-центр по правам человека, Азербайджанское общество Красного Полумесяца и др.).

В этом году ПЦА провел уже три семинара по различным аспектам пенитенциарной системы республики, в которых участвовали более 20 неправительственных организаций. В ходе семинаров были посещены 4 колонии различных режимов. До конца года планируется проведение еще нескольких семинаров в Баку, Газахе и Гяндже.

Газ. "Зеркало", 27.08.1999 г.



пятница, 13 августа 1999 г.

Американцы сообщают о применяемых в Азербайджане пытках

 Международных правозащитников аргументация властей не удовлетворила

На днях американская правозащитная организация «Human Rights Watch» выпустила специальный отчет о ситуации с правами человека в Азербайджане. Исследование было распространено под названием “Азербайджан: безнаказанность пыток”. Отчет “HRW” уже вызвал большой резонанс в обществе, и, судя по всему, силовым структурам вряд ли удастся отмахнуться от фактов, приводимых в документе.

«Human Rights Watch» (бывшая «Helsinki Watch») - крупнейшая американская правозащитная организация, считающаяся второй по влиятельности после “Международной Амнистии”. Это придает ее отчету особый вес. Особенно если учесть тот факт, что в ноябре этого года в ООН будет рассмотрен первый отчет Азербайджана о выполнении подписанной им в 1996 г. Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).

По словам директора Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналова, отчет явился результатом почти двухлетнего труда, в ходе которого опытные исследователи HRW посещали Азербайджан и интервьюировали жертв жестокого обращения не только в Баку, но и в сельских регионах.

“Внимание HRW привлекали не только политические заключенные, но и обычные уголовники. Характерно (и очень знакомо по нашей практике), что многие интервьюированные шли на интервью с опаской, из боязни вновь подвергнуться преследованиям. В отчете сделаны ссылки лишь на нашу организацию, но на самом деле помощь в проведении таких интервью оказали и другие местные организации, в частности, Общество защиты прав женщин и Институт мира и демократии. Все мы небезосновательно рассчитывали на обратную связь в виде этого отчета, который действительно вызвал очень важную для общества дискуссию”, - сказал Э.Зейналов.

Может ли все-таки отчет американцев остаться незамеченным азербайджанскими властями? Директор Правозащитного центра считает, что такие попытки уже были сделаны в ходе подготовки отчета. Так, МИД обвинил неправительственные организации в том, что они распространяют заведомую ложь о жестокости правоохранительных органов, а международные организации “основывают свои решения на односторонней информации о событиях, полученных от частных лиц, и не обращаются к официальным лицам или правоохранительным органам за объяснениями и расследованием обвинений".

Со своей стороны, МИД поместил в своем ответе информацию о том, что арестованные участники митинга 12 сентября 1998 г. “заявили, что у них нет жалоб” на действия полиции, которая “обращалась с ними корректно". Согласно МИД, всего 50 экз. журнала “Монитор” было изъято из торговли “неустановленными сотрудниками полиции” и “благодаря этому инциденту журнал "Монитор" стал известен публике”. Расследование “не обнаружило доказательств” избиения главного редактора “Мюстагиль газети” и т.п.

По словам Э.Зейналова, на фоне заявлений о бездоказательности и ложности обвинений против правоохранительных органов, МИД сообщило, что в 1997 г. в системе МВД были наказаны 2537, а в 1998 г. - 2398 сотрудников полиции и уволены соответственно 250 и 203 человека.

HRW” справедливо отметила в своем комментарии к этой статистике, что “нарушения в рассмотрении жалоб и заявлений граждан”, “недостойное поведение”, “другие нарушения” не являются детализированными обвинениями. Из них не видно, касаются ли эти нарушения физических злоупотреблений против заключенных. Однако, как отметили авторы отчета, в некоторых из наиболее грубых случаев нарушений виновные не были наказаны. Так что аргументация властей американцев явно не удовлетворила”, - подчеркнул Э.Зейналов.

Местные правозащитники особо отмечают, что в отчете “HRW” проблема пыток дана в общем контексте - от переживаемого нами экономического кризиса до описания мест лишения свободы и фактического покрытия судебной системой и прокуратурой тех лиц, которые практикуют пытки.

Э.Зейналов считает, что в отчете правильно названы места пыток - те полицейские учреждения, где камеры для содержания заключенных находятся в одном здании с кабинетами следователей. Особого внимания удостоилось Главное управление полиции г.Баку.

“Буквально каждое утверждение в отчете подкрепляется или словами официальных лиц, или статистикой, или интервью с теми, кто испытал на себе жестокость правоохранительных органов. То есть это вполне серьезное исследование, которое является солидной добавкой к выпущенному в 1997 г. «Международной Амнистией» отчету “Азербайджан: Заявления о пытках в заключении”. На мой взгляд, отчет “HRW”, который скоро ожидается и в русской версии, мог бы быть образцом для наших правозащитников, документы которых часто грешат политизированностью, неточностями и т.п.", - заявил Эльдар Зейналов.

Газ. «Зеркало» № 74, 13.08.1999