Правозащитник Эльдар Зейналов: "В тюрьмах Армении и сейчас есть люди, которые сидят за…"
Вторник, 19 мая 2009
- О чем, по-вашему, свидетельствует происшествие со слушателем армянской духовной семинарии?
- Вообще, подобных случаев в Армении очень много. Данное происшествие свидетельствует прежде всего о том, что Голубая мечеть Еревана не является обычным храмом, который можно посетить запросто. Значит, следят за тем, кто и зачем ходит туда, и является ли этот человек этническим армянином.
Я помню, несколько лет назад, когда эту мечеть отремонтировали, в Ереване находилась группа азербайджанских журналистов. Они захотели помолиться там, но у них это не получилось. Потому что там был даже не фейс-контроль, а проверка паспортов. И когда выяснилось, что это не граждане ни Армении, ни Ирана, их просто не впустили. Это вызвало недоумение журналистов, поскольку сам факт ремонта и введения в строй Голубой мечети был преподнесен руководством Армении как показатель толерантности. А оказалось, все очень контролируется. То есть, понятно, что это был просто пропагандистский шаг в угоду развивающимся отношениям с ИРИ.
Кстати, всегда подчеркивается, что это иранская мечеть, а не азербайджанская. Так Ереван дистанцируется от того, что приход этой мечети до ее закрытия составляли именно азербайджанцы Армении. Мне известно, что сейчас ее посещают в основном приезжие граждане Ирана.
Хотя формально Армения является светским государством, там на законодательном уровне отдается предпочтение конкретно Армянской апостольской церкви. Это отражено в нормативных актах, и главное – исполняется на практике. Идет дискриминация других церквей. В частности, несколько лет назад были проблемы у тамошней католической церкви, у различных протестантских конфессий.
А наибольшему преследованию подвергаются те конгрегации, которые выступают против армейской службы – свидетели Иеговы, баптисты. То же самое происходит на наших оккупированных территориях. Тех, кто отказывается служить, преследуют, объявляют врагами нации. На практике это приводит к их частым арестам. Я беседовал с армянскими правозащитниками и был шокирован тем, что даже и сейчас в тюрьмах Армении есть люди, которые сидят за религиозные убеждения. А вот в Азербайджане еще не было судебного процесса по делу об отказе служить по религиозным мотивам.
[Что касается острой реакции на посещение Голубой мечети именно этим армянином, то] это объясняется тем, что он не обычный гражданин. Из семинаристов готовят священников, которые завтра должны промывать мозги людям. А если такой человек позволит себе терпимость в отношении мусульман? Ведь по свидетельству самих армян, когда была открыта их граница с ИРИ, в Армению хлынули тысячи иранских азербайджанцев. И мне лично говорили о том, что азербайджанскую речь сейчас можно услышать в Ереване чуть ли не чаще, чем до карабахской войны. Они приезжают туда совершенно легально, как граждане ИРИ.
Создается новая реальность, когда на замену местным азербайджанцам пришли иранские. И простые люди видят, что азербайджанцы не страшные, что с ними можно делать бизнес, создается позитивный образ. Армянская церковь понимает, что ее семинарист, посещая библиотеку при мечети, увидит примеры культуры азербайджанцев и мусульман, волей-неволей приобретет толерантные убеждения. А это идет вразрез с общей линией нетерпимости, что мусульмане – это вечные враги, тюрки – творцы «геноцида». Поэтому уже на ранних подступах решили отчислить этого человека. И это свидетельствует о том, что к подготовке молодых священников Армянская церковь подходит с политических позиций. Священнослужитель не должен быть толерантным по отношению к азербайджанцам.
Источник: Day.Az – Все новости Азербайджана