Эльдар Зейналов: «Есть огромная вероятность того, что в Баку по прежнему действует банда, аналогичная банде Гаджи Мамедова»
13 января 2009 13:39 7 693
- Одним из самых обсуждаемых преступлений последнего времени стало то, что жительница Баку Мамедова Лала Сабир гызы, 1971 года рождения, которая работала посудомойкой в кафе, была насильно посажена в автомобиль "ВАЗ-2107" неизвестными и отвезена в здание Архивного управления, расположенного напротив бывшего кинотеатра "Гэлэбэ". Там, по словам Лала Мамедова, она была изнасилована пятью мужчинами, трое из которых являлись полицейскими. Как Вы считаете, насколько это типичное преступление для реалий современного Баку?
- Начнем с того, что по официальной статистике, в 8,5-миллионном Азербайджане, изнасилования происходят якобы раз в 2 недели. У меня нет полной статистики за 2008 год, но в январе-октябре прошлого года были зарегистрированы всего 22 факта изнасилований. И это при том, что в области торговлей людьми были установлены 106 жертв этих преступлений, были также выявлены 195 фактов нарушений общественной морали (читайте - проституции).
В январе-ноябре около 4400 женщин получили увечья в результате насильственных преступлений, 16 стали жертвами "похищения невест", десятки женщин были убиты и ранены мужьями и любовниками. Вспомним, сколько у нас наркоманов, алкоголиков, психически больных... И на этом фоне - всего 22 изнасилования (причем в эту цифру, возможно, входят и изнасилования мужчин), причем, как с радостью отмечается правоохранительными органами, это на сколько-то процентов меньше, чем за тот же период прошлого года.
Поэтому уже из самой официальной статистики видно, что изнасилование является особым видом уголовного преступления, которое регистрируется в исключительных случаях. То есть изнасилованная должна быть такой редкой женщиной, которая встречается раз на 200.000 женского населения. У нас легче попасть в звезды эстрады, чем в полицейскую статистику изнасилований.
Полицейские в качестве преступников отличаются не только тем, что прикрыты формой, но и тем, что лучше понимают последствия. Поэтому их жертвами обычно становятся такие женщины, которые имеют меньше шансов на защиту закона. Например, я слышал, что так поступают с задержанными проститутками, причем как с женщинами, так и с геями. Расчет, видимо, на то, что жалобам потерпевших с такой профессией просто не будет веры. Да они практически и не жалуются, чтобы не "засвечивать", чем они занимаются. Расскажут нам, правозащитникам, изольют душу и уходят, так и не оставив официального заявления, с которым можно было бы обратиться к компетентным органам...
- Кстати, как Вы прокомментируете заявление Л.Мамедовой о том, что она "под давлением полицейских" "примирилась" с насильниками?
- Таким вот образом и "улучшается" статистика. Причем это не первый случай, когда скандальное заявление потом заканчивается скромным пшиком. Вспомним историю, произошедшую не так давно в Гяндже, где задержанные мать с сыном пожаловались, что полицейские заставили их вступить в половую связь друг с другом, чтобы заставить признаться в преступлении. Они уверенно заявляли об этом прессе, а спустя некоторое время полностью отказались от признаний, свалив все на журналистов.
А в 1990-х было громкое дело следователя, который изнасиловал в своем кабинете мать подозреваемого. После этого в прокуратуру обратился некий ОПОНовец, который заявил, что этот же следователь пытал его угрозой изнасилования на его глазах его собственной жены. Заявлению не дали ход.
Таким отношением у жертв выработано убеждение, что обращаться в прокуратуру против силовиков безнадежно и небезопасно. У нас уже и жертвы дедовщины тоже предпочитают сдаваться в плен к армянам, но не обращаться в прокуратуру. В случае с этой конкретной женщиной, если преступление действительно имело место, я надеюсь, что насильники ей хотя бы заплатили. А то в суде она могла даже и этого не добиться.
- Перейдем к обсуждению другого знакового преступления последних дней. Как Вы прокомментируете покушение на жизнь Заурхана Максудова, 1982 года рождения, который является сыном бывшего президента Академии Наук Азербайджана Фарамаза Максудова?
- Судя по тому, что нападавшие не пытались отобрать деньги или угнать автомашину З.Магсудова, это не было случайной стычкой с хулиганами или нападением с целью ограбления. И потом, это уже не первый случай, когда на членов семьи покушаются. 6 июля 2001 г. на семью напал вооруженный преступник, который застрелил младшую дочь Эльмиpу, ранил вдову покойного президента Академии Наук - Евгению Магсудову (которая впоследствии скончалась в больнице), ранил старшую дочь - Тамиллу Магсудову.
По данным МВД, после этого преступления не было ни одного задержанного или подозреваемого, хотя общественность тогда заверили, что на поиск убийцы брошены лучшие оперативники МВД и прокуратуры и что преступление находится на контроле руководства МВД. Посмотрим, что будет теперь, когда по горячим следам арестованы сразу два преступника.
- Кто, на Ваш взгляд, стоит за этим преступлением и почему семью Максудовых преследует такой рок?
- Я думаю, что все эти злоключения, которые преследуют семью с 1990-х гг., связаны исключительно с бизнесом его членов. Вспомним, что и в последнем случае парня избили не в переходе метро, а в его автомобиле марки "Порше" люди спортивного телосложения на машине марки "Хундай", которые до этого выслеживали его на автомобилях "BMW" пятого класса и "Mersedes" S-класса. То есть шла разборке между небедными людьми.
В среде крупного бизнеса такое бывает, когда кто-то кого-то "кидает" и наотрез отказывается возвращать долг. Тогда уголовными "понятками" допускается постановка на "счетчик" (прогрессивное увеличение суммы долга), давление на должника и членов его семьи. Бывают и такие случаи, когда бизнесмен отказывается от предложенной "крыши" (покровительства), либо же кто-то "беспредельничает", пытаясь без всяких оснований, силой прибрать к рукам чужое имущество.
На это же наводят и туманные высказывания потерпевшего: "Либо меня хотели напугать для того, чтобы потребовать в дальнейшем крупную сумму денег, либо кто-то из недоброжелателей просто завидует мне и тому, что я, по их мнению, являюсь довольно состоятельным человеком и просто, таким образом, сводит со мной счеты". Ведь эти "счеты", как правило, появляются не на ровном месте, а тогда, когда кто-то из "недоброжелателей" что-то посчитал.
- А насколько велика вероятность того, что в Баку по прежнему действует банда, аналогичная банде Гаджи Мамедова?
- Я думаю, что эта вероятность огромная. И убеждает меня в этом не заявление Г.Мамедова на суде о том, что он и его банда были "одним из многих щупалец спрута". Просто, по логике, если отношения в бизнесе строятся не на уважении закона, а на групповой дисциплине и "понятках", скопированных у уголовного мира, то должны быть и "чистильщики" для того, чтобы избавляться от членов группы, совершивших какой-то "грех" против своих, выколачивания долгов, ликвидации деловых конкурентов.
Даже тот факт, что Г.Мамедов находится не в обычной тюрьме, а под ежедневным контролем в следственном изоляторе МНБ, показывает, что до него могут дотянуться другие "щупальца осьминога".
Илья Файнзильберг
Day.Az