Наиболее значительное событие прошедшей недели - безусловно, дворцовый переворот в Баку.
Он начался с того, что еще до сдачи Шуши очнувшийся от двухмесячной спячки экс-президент Аяз Муталибов на встрече со своими сторонниками в Шемахе заявил, что его “накачали” лекарствами перед отречением, он не ведал, что творил и потому, мол, намерен вернуться к власти таким же образом, как и был снят. Синхронно перед зданием Верховного Совета начался пикет немногочисленных, но решительно настроенных муталибовцев, окрещенных в народе “хаджилар”, с требованием поднять в Верховном Совете вопрос о возвращении Муталибова.
На этом фоне произошла внезапная, предательская даже на самый поверхностный взгляд сдача основного бастиона азербайджанцев в Карабахе - Шуши. Министром обороны к этому времени два месяца уже был свой “демократ” Рагим Газиев, как раз на обороне Шуши сделавший себе карьеру, и валить вину было уже не на кого. Возникло замешательство, во время которого и собралась внеочередная сессия ВС, вернувшая к власти Муталибова. Основное возражение Народного Фронта против созыва этой сессии касалось “недемократичности” условий ее проведения, так как перед зданием торчало несколько десятков муталибовских ‘боевиков из обществ „Гардашлыг" и "Товбя". Через несколько дней демократы придут сюда уже с бронетехникой..
Возвращение Муталибова означало прежде всего крушение надежды на проведение ‘президентских выборов, в. ходе которых у НФА была вполне обоснованная надежда провести в лидеры государства своего председателя Абульфаза Эльчибея. Понятна поэтому резкая реакция “фронтовиков” на решение парламента и курс на восстание, выраженный ими в ультиматуме. Масла в огонь подлило и принятие Муталибовым указа о чрезвычайном положении в Баку, который должен был быть утвержден 15 мая на сессии ВС. “Фронтовики” решили не медлить и сорвали очередное заседание вооруженным захватом здания парламента.
Все это весьма напоминало августовский путч в Москве, особенно в части опереточного “штурма” нашего “Белого дома”.
Сорокаминутный “шквальный огонь снайперов по мирной демонстрации народа“, о котором столько с возмущением говорилось потом победителями, был блефом. Надо быть действительно суперснайпером, чтобы, стреляя такое время из автоматического оружия по заполненному народом проспекту, ранить всего 2-3 человек. Кстати, и “снайперы” тоже куда-то бесследно исчезли после того, как оппозиция “подавила огневые точки” кровожадного противника. Путчисты почему-то не пустили в ход против 3 бронемашин НФА и ту бронетехнику, которая находилась всего в нескольких сотнях метров во дворе президентской резиденции (3 танка Т-72 и, БТР-ов). Более того. эта техника была сдана без боя после объявленнога по телевидению ультиматума.
Ну. московский “путч”. как теперь становится все более ясным, был замаскированной формой сдачи власти Горбачевым Ельцину с приданием преступнику Горбачеву ореола “жертвы” А какую цель преследовал бакинский “спектакль”?
На этот вопрос. впрочем, ответит история, а пока что можно суммировать некоторые итоги событий. |
Муталибова “отмыли” от клейма виновника Ходжалинской трагедии. Так, во всяком случае, утверждалось в предварительных выводах парламентской комиссии, не усмотревшей в его действиях “злого умысла". Тут. правда, тоже возникает вопрос: а в чем этот умысел вообще должен проявляться“ Неужели нужен специальный документ за десятью печатями. с подписью Муталибова и прямым указанием о сдаче Ходжалы? Или, может быть, достаточно той самой возмутительной халатности” и вредительских “ошибок в расстановке кадров“, мимо которых комиссии все же пройти не удалось?..
“Фронтовиками” захвачены практически все ключевые государственные должности: председателем ВС стал Иса Гамбаров, министром внутренных дел - Искандер Гамидов, министром национальной безопасности - пользующийся доверием оппозиции Тахмазов, и т.д. Немаловажно, что отрядом НФА взяты под контроль архивы бывшего КГБ (или то, что от них осталось). Самораспустился Верховный Совет.
А что же с Карабахом? Тем самым Карабахом, из-за которого зародился НФА, из-за которого “фронтовики” критиковали в марте Аяза Муталибова, и где пролитая кровь азербайджанцев, в отличие от Баку, не имеет оттенков: парто- или фронтократическая?..
Уже в первых выступлениях по телевидению “фронтовики” однозначно расставили акценты в этом вопросе: с “этими” (партократами) мы никогда не победим армянского агрессора. стало быть, надо бросить все вилы на бакинский фронт. И бросили. вызвав войска из самой горячей точки - “Лачинского коридора“. Об этом с возмущением говорил на заседании Национального Совета 16 мая министр. обороны Р.Газиев, это подтвердили в разговорах с нами сами лачинцы, заходившие в эти смутные дни “на огонек” в наш партийный штаб. Но если, благодаря Р.Газиеву, этот вопрос еще как-то поднимался в Национальном Совете,’ то на сессии ВС Азербайджана 18 мая победители на эту надоевшую тему даже не отвлекались, бросив все физические и интеллектуальные силы на дележку портфелей и запугивание “избранников народа“, умудрившихся на протяжении всего 4 дней принимать самые противоположные решения - но, отметим, самым подавлящим большинством голосов (против и в том, и в другом случае высказывалось всего около десятка человек). Это, с одной стороны, показывает, какой законодательной инициативой может оказаться автомат в руках у человека, поджидающего своего “избранника” на выходе из парламента (будь то “хаджи“ или “джебхечи“), а с другой, весьма красноречиво характеризует политическое качество тех, кем оппозиционная печать запугивала обывателя как “твердокаменными коммунистами".
После “бакинской разборки“ с Мугалибовым мы потеряли Лачин. Чем это грозит, объяснять не надо. Так ради чего же все-таки велась борьба с Муталибовым: ради спасения Карабаха или победы в... Баку? И как охарактеризовать тогда действия тех, кто в самый решающий момент оголяет важнейший участок фронта?
Если говорить об исторических аналогиях, то эта деятельность очень напоминает большевизм 1917 года. Под лозунгом “Превратим войну империалистическую в войну гражданскую!" сначала была развалена армия ("Никакой поддержки Временному Правительству!"), созданы свои вооруженные отряды (Красная гвардия), ну а потом в Петрограде силами отказавшегося пойти на фронт пулеметного полка и была заварена вся та каша, в котором мы варились более 70 лет. Потеряв затем при немецком наступлении пол-России, большевики все равно не унимались, готовые творить свои эксперименты хотя бы на одной лишь территории Кремля.
Я лично не согласен сражаться за демократию до последнего азербайджанца и жить в “демократическом” Азербайджане. размером с Апшеронский полуостров. Надо все-таки научиться брать уроки у истории!
Эльдар ЗЕЙНАЛОВ,
директор информцентра СДПА
"Истиглал", 21.05.1992 г.