суббота, 31 мая 2025 г.

Жертвы предпочитают увольняться, а виновные остаются безнаказанными



Домогательства на рабочем месте могут быть как физическими, так и вербальными. Нежелательные прикосновения, сексуальное преследование, оскорбительные комментарии – не просто нарушение личных границ, но и создание невыносимой обстановки. Харассмент существует повсеместно. Но если в некоторых странах жертвы не бояться заявлять о таких фактах публично, зная, что государство и общество их поддержат, то в других – предпочитают молчать, боясь дополнительных проблем и осуждения вроде «сама виновата». В Азербайджане ситуация обычно развивается по второму сценарию.

Недавно было объявлено об усовершенствовании национального законодательства в целях обеспечения недопустимости сексуальных домогательств в трудовых отношениях. Это было отражено в дорожной карте на 2024 год по совершенствованию в соответствующей сфере по индикатору «Рабочая сила» доклада Business Ready Группы Всемирного банка. Министерству труда и социальной защиты населения было поручено до 1 сентября того же года подготовить и представить соответствующие предложения. В свою очередь Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей предлагает установить санкции за сексуальные домогательства и дискриминационные объявления о приеме на работу. В планах также создание механизмов мониторинга случаев сексуальных домогательств. Один из приоритетов –проведение просветительской работы и подготовка специальных инструкций.

О текущем положении дел и о том, защищает ли закон граждан от домогательств на рабочем месте «Зеркало» рассказал глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

– Что говорится об этом в отечественном законодательстве?

– Под сексуальным домогательством подразумевается использование явного или скрытого сексуального подтекста, включая нежелательные и неуместные обещания вознаграждения в обмен на сексуальные услуги (или угрозу негативных последствий при отказе от оказания этих услуг). Оно может варьироваться от словесных предложений до сексуального насилия. Вопреки распространенному убеждению, что преследователями бывают начальники, а жертвами таких домогательств — женщины, на практике и жертвы, и виновники могут быть как женского, так и мужского пола, а преследователем может быть и коллега, и подчиненный.

В наше трудовое законодательство это понятие вошло только после вступления в Совет Европы, в 2007-2010 годах, когда гендерные проблемы перестали пугать наших законодателей.

Так, согласно статье 12.1, п «g» Трудового Кодекса (ТК), одной из основных обязанностей работодателя является «принятие необходимых мер для предотвращения дискриминации по половой принадлежности и сексуального притеснения» («seksual qısnama»). Как правило, для этого предусматривается включение в трудовой договор взаимных обязательств сторон по таким вопросам, как «оказание помощи по ведению объяснительных работ в отношении вопросов сексуального подстрекательства («seksual təhrik») на рабочем месте или в связи с работой, а также предотвращение подобных подстрекательств, применение всех необходимых мер для защиты работников от такого рода обращения» (ст.31.2, п. «o» ТК). В случае сексуального притеснения работник может расторгнуть трудовой договор в день, указанный им в заявлении (ст. 69.3 ТК).

Разъяснения терминам, использованным в тексте кодекса для сексуального харассмента, в самом Кодексе не даются. Не приводятся и процедуры расследования сексуальных «притеснений» и «подстрекательств», а также наказания тех, кто непосредственно в этом виновен. Упоминается лишь, что материальную ответственность за ущерб, причиненный работнику в случае его сексуального притеснения, несет работодатель (ст. 195, п. «g» ТК). Как измеряется ущерб, нанесенный сексуальными домогательствами, которые не перешли «красной черты» и не могут квалифицироваться как уголовно наказуемые, из ТК тоже не ясно. Но в гражданском процессе обязанность представления доказательств и определения ущерба лежит на истце, т. е. на жертве.

Таким образом, жертва сама должна доказать факт «притеснений» и «подстрекательств», без чего она не сможет прервать контракт и уйти с работы по пункту «о». Если администрация не согласится выплатить жертве ущерб, то придется судиться с администрацией, обосновывая, какой именно ущерб в результате этих действий был нанесен. Отсюда понятно, почему жертвы предпочитают увольняться с работы по собственному желанию, а виновники сексуального харассмента чаще всего остаются безнаказанными.

— Насколько это большая проблема для нашей страны?

– Сложно сказать — для этого нужно иметь в распоряжении статистику по увольнениям с работы, заявлениям работников и т. д., которой в открытом доступе нет. Гендер, секс, изнасилование — табуированные темы, и в этой позиции сплотились палачи, жертвы, госчиновники.

Например, в Азербайджане сейчас живет 10,2 млн людей, 8 млн мужчин и женщин старше 14 лет (половозрелых). В 2023 году родились 15.622 детей вне брака, причем 3.784 ребенка имеют прочерк в графе «Отец». А между тем за 2023 год зарегистрированы всего 19 изнасилований. При таком отношении, государственная статистика, явно подстраиваемая под мнение властей, вряд ли поможет понять реальное положение.

Как бы сказал Станиславский: «Не верю!» Зато я верю, что не все благополучно в отношениях полов на рабочих местах, когда узнаю, что на работу, и не в модельное агентство, а продавщицами, набирают молодых девушек. А вот множество женщин старше 50 лет, даже с дипломами о высшем образовании, не могут найти себе работу. Причин, конечно, могут назвать множество, но работодатели вряд ли случайно набирают себе сексапильных подчиненных…

— Какими могут быть критерии и насколько реально доказать такие факты?

– Комиссия США по равным возможностям трудоустройства (U.S. Equal Employment Opportunity Commission) отмечает по этому поводу: «Хотя закон не запрещает простые поддразнивания, небрежные комментарии или отдельные инциденты, которые не являются очень серьезными, преследование является незаконным, когда оно настолько частое или серьезное, что создает враждебную или оскорбительную рабочую обстановку или когда оно приводит к неблагоприятному решению о трудоустройстве (например, увольнению или понижению жертвы в должности)».

Сегодня любому человеку не составляет труда обзавестись диктофоном или мини-камерой. Никто из «притеснителей», естественно, позировать для видеозаписи не будет, но при большом желании всегда можно зафиксировать попытки домогательства. Хотя в случае словесных домогательств, возможны и различные трактовки сказанного, например, как флирта. Главная проблема в другом: как будет воспринято это доказательство администрацией, полицией, судом. Некоторые судьи, ссылаясь на «незаконность» таких записей, отвергают их как доказательство.

Законный путь записей разговоров и действий, согласно законодательству, заключается в том, что для этого нужно заранее получить разрешение судьи. Судья же даст разрешение не на основе подозрений и эмоций жертвы, но лишь в рамках уже возбужденного уголовного дела. А для возбуждения дела нужны достаточные доказательства, то есть эта запись. Правоохранители заинтересованы в сохранении такого порядка, так как это позволяет им регулировать число возбужденных дел, то есть манипулировать со статистикой.

Поэтому в последнее время, стали часты случаи появления аудио- и видеозаписей якобы неизвестного происхождения, которые «сливаются» жертвами в соцсети, вызывают оживленные дискуссии и тем самым побуждают власти действовать. Путь не самый лучший, но иногда единственно возможный…

— С другой стороны, не станет ли это поводом для манипуляций со стороны некоторых сотрудниц?

– Абсолютно не исключено! Шантаж начальства и коллег был в ходу еще до технического прогресса. Ключевые моменты тут — характер шантажируемого человека, а также принципиальность руководства. Если жертва шантажа трусовата, а начальство руководствуется не законом, а перестраховкой, то шантаж может успешно пройти, и тогда увольняться придется жертве, а не шантажисту.

Но надо помнить, что голословный шантаж может вернуться к шантажисту обвинением в клевете и оскорблении (статьи 147, 148, 148-1 УК). Конечно, это суду будет стоить нервов и времени, но в противном случае, получив свое, шантажист все равно не успокоится и будет давить на жертву дальше.

Автор: Эля Бельская
Дата: 2025/05/31, 18:49

https://zerkalo.az/zhertvy-predpochitayut-uvolnyatsya-a-vinovnye-ostayutsya-beznakazannymi/