среда, 10 мая 2017 г.

«Убийство чести», или Преступление азербайджанских журналистов



«А что она делала среди ночи на улице?», - всерьез задаются вопросом некоторые представители нашего общества, прочитав страшную новость об изнасиловании. Напросилась, мол, сама. «Порядочные женщины по ночам сидят дома», - уверены они.

Для того чтобы «заклеймить позором» женщину, много не нужно. Достаточно надеть, да хотя бы, «чересчур» откровенный (по мнению большинства), наряд. Я уже не говорю о посещении какого-нибудь, упаси боже, ночного клуба или бара. Такие, по мнению толпы, прямо таки нарываются, провоцируя «несчастных» насильников. А прикрывается все это безобразие набившим оскомину словом «менталитет», которое используется как объяснение нетерпимости и закостенелости некоторых представителей азербайджанского общества. 

Удивительно, но факт: в последние годы в Азербайджане наблюдается патриархальный ренессанс. Гендерные стереотипы, которые, казалось бы, должны были давно уже кануть в лету, лишь укрепляются, причем, в самых разных сферах общественной жизни.

Гендерные стереотипы в СМИ

Как это ни прискорбно констатировать, подобные стереотипы в нашем обществе культивируют, а иногда и формируют местные СМИ, влияние которых на массовое сознание сложно переоценить. 

В основном, СМИ позиционируют женщин либо как сексуальный объект или виновницу каких-либо происшествий, либо, в противовес первому образу – как заботливую, покорную и верную жену собственного мужа. 

Немаловажную лепту в создание и поддерживание гендерных стереотипов вносит и реклама, которой напичканы азербайджанские СМИ. В 95% рекламных роликов с участием женщины, последняя традиционно представлена либо в роли «хорошей матери» и «домохозяйки», либо как сексуальный объект – соблазнительная и глуповатая героиня, интересующаяся мужчинами, нарядами и косметикой. 

Впрочем, такой же политики придерживаются и все «женские» журналы, в которых все проблемы женщин сводятся к тому, как правильно наложить макияж, научиться хорошо готовить, понравиться мужчине. Все женщины-модели в этих журналах соответствуют общепринятым стандартам соблазнительной, сексуальной женщины, призванной играть вторую роль возле успешного героя-мужчины.

Значимость гендерных проблем в местных изданиях сильно недооценивают, а инциденты, проистекающие из них, освещают необъективно, а иногда и откровенно предвзято. Например, все мы сталкивались с заголовками типа «Женщина-водитель устроила аварию в центре Баку». Выводя слово «женщина» на первый план, такой заголовок уже несет в себе негативную коннотацию факта, тем самым игнорируя сам факт произошедшего и выпячивая участие женщины-виновницы.

Материалы о гендерном насилии, в том числе и убийствах, в большинстве случаев преподносятся читателям как «убийства чести», что находит «горячий отклик» сетевых комментаторов, поощряющих действия преступников. 

Убийством чести называют убийство члена семьи, чаще всего (но не обязательно) женского пола, совершённое родственниками за навлечение на семью «бесчестия».

По оценкам Фонда народонаселения ООН, в мире ежегодно совершается до 5 тыс. убийств чести. 

Вот несколько заголовков из азербайджанских СМИ навскидку: 
«Убийство чести в Азербайджане: отец застрелил непристойную дочь», вместо, к примеру, «Ополоумевший мужчина убил собственную дочь»; 
«Суд вынес приговор брату, убившему сестру из-за чести», вместо «Убийце родной сестры вынесен приговор»;
«16-летний Алиев Маариф убил свою мать - 37-летнюю Гурбанову Медину из-за чести», вместо «16-тилетний подросток убил собственную мать».

«Убийство чести» - звучит благородно. Подобная формулировка подсознательно формирует положительное отношение читателя к происходящему. Более того, она диктует определенные модели поведения, а значит, это не просто непрофессионализм, это – преступление.

Не зная, как поступить, женщина решила покончить жизнь самоубийством

То же касается подачи информаций о любой форме гендерного насилия. Многие местные журналисты с удовольствием транслируют в публичное пространство рассуждения об аморальности тех или иных женщин, по воле случая ставших героинями их статей. 

«СМИ имеют огромное влияние на создание гендерных стереотипов в обществе, именно они создают образ «хороших» и «плохих» женщин. Статьи, различные сюжеты, телевизионные передачи, буквально напичканы гендерными стереотипами. «Женщина должна... Женщина обязана...», все эти лозунги транслируются СМИ чуть ли не ежеминутно. Например, религиозного человека приглашают в качестве эксперта на передачу о правах женщин, и тот рассказывает, что женщина, решившаяся на развод, совершает грех и это противоречит канонам религии. Все. Гендерный стереотип готов. «Разведенная женщина это плохо, это грех, это запрещено». Также СМИ пропагандируют образ примерной матери и покорной жены, и в случае если в какой-то информации в тех же СМИ героиня не соответствует этим критериям, она превращается в объект общественного порицания: «Ее избил муж? Просто так не избивают. Наверное, поймал с другим. Оскорбили вечером в кафе? Женщина вечером должна быть дома. Правильно сделали. Изнасиловали? Наверное, вела себя неподобающе». Именно из-за этих стереотипов, обычная информация с упоминанием имени женщины может привести к серьезным проблемам», - комментирует правозащитница, экс-глава Женского кризисного центра Азербайджана Метанет Азизова.

По ее словам, за помощью в Кризисный центр неоднократно обращались женщины, пострадавшие от действий СМИ. 

«К нам в Центр приходила на реабилитацию женщина, которую показали в криминальной передаче. Показали ее лицо и озвучили имя. Ее обвиняли в краже. Спустя некоторое время следствие установило, что она ничего не воровала. Но ее против ее воли показали по телевидению. Не зная, как поступить, женщина решила покончить жизнь самоубийством. К счастью, ее удалось спасти, но ей пришлось пройти долгое лечение в психиатрической больнице», - рассказывает М.Азизова.

Общественное мнение, подхлестываемое ежедневными «скандальными» публикациями, поддерживающими гендерные стереотипы, стигматизирует женщин, не позволяя им не то что бороться, но даже идентифицировать себя как жертву насилия. В результате, они вынуждены стыдиться и скрывать последствия и годами молчать о происходящем.

По мнению М.Азизовой, именно гендерные стереотипы служат основной причиной того, что большое число изнасилований так и остается безнаказанными. 

«Помню разговор с женщиной, у которой была изнасилована дочь. На совет наказать преступника, она ответила отказом, мотивируя это тем, что одна воспитывает дочь и если о происшедшем узнают родственники и соседи, девочка станет изгоем, никто с ней не будет общаться, никто не захочет на ней жениться», - делится с нами М.Азизова.

Единственным выходом из сложившегося положения М.Азизова видит просвещение общества.
«Гендерные стереотипы это рамки, границы, нацеленные на несвободное мышление. Если люди будут больше просвещаться, общаться, помогать людям, прочувствуют боль, проблемы других, возможно что-то и изменится. СМИ дают то, что требует общество, а общество сегодня требует крови, мяса, и зрелищ», - считает она.

Сайты работают в стиле "ШОК!"

В азербайджанских СМИ часто можно встретить высказывания о «природном предназначении» непрофессионализме или глупости женщин.

Причин происходящего несколько, но основная заключается в том, что сами представители масс медиа, увы, несвободны от гендерных стереотипов. 

СМИ формируют повестку дня, акцентируя внимание аудитории на тех или иных вопросах. В погоне за «сенсацией» издания часто выставляют женщин в негативном свете, нередко публикуют фотографии и разглашают личную информацию о женщинах, оказавшихся в центре скандала, или ставших жертвами преступлений, не задумываясь, как это скажется на жизни самих женщин и их близких.

А вот грамотные материалы, посвященные гендерной тематике и бытовому насилию по пальцам можно пересчитать. 

«В начале 2000-х годов в течение полугода программа "Перекресток", в которой я представлял Азербайджан, освещала гендерные вопросы. Очень сложно было найти героинь для сюжетов, так как тема щепетильная и люди не любили откровенничать. Но мы шли навстречу, делали "затемненные лица", постановочные кадры», - рассказывает известный журналист Кенан Гулузаде.

По его словам, сейчас в СМИ все происходит иначе.

«Многие сайты вообще работают в стиле "ШОК!". Причем, сайты это делают вне зависимости от желания участников какого-либо конфликта. Я не говорю, что все должно замалчиваться. Но должны соблюдаться этические нормы. Есть приемы, есть инструменты для того, чтобы СМИ никому жизнь не портили. Но погоня за рейтингом как бы нивелировала моральные ограничители. Что с этим возможно сделать? Есть законы, есть суд, есть Совет по телерадиовещанию и Совет по прессе. Человек, в личное пространство которого вторглись журналисты, может посредством нормативных актов и этих организаций наказать виновных. Но этого при нынешней вакханалии мало. Прогресс в данном вопросе будет возможен лишь в том случае, если потребитель информации поменяет приоритеты. То есть, если спроса не будет, никто этот бракованный товар не купит», - уверен К.Гулузаде.

Любое отклонение от стереотипа поведения женщины вызывает в азербайджанском обществе ажиотаж

По утверждению главы Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдара Зейналова, бороться за свои права жертвам СМИ сложно.

«Многие из них подстрахованы спонсированием со стороны того или иного олигарха и маловероятно, чтобы это сработало. Однако можно попробовать, а в крайнем случае, дойти до Европейского Суда по Правам Человека. Ведь газета или телеканал могут быть частными, но суд является государственным учреждением, и если он несправедлив при рассмотрении частной жалобы против частного СМИ, то виновато уже государство», - считает Э.Зейналов.

По его мнению, не журналисты портят наше общество, а само общество, обремененное комплексами, заказывает такие публикации. 

«СМИ со своими малотиражными газетами и слабопосещаемыми вебсайтами просто не способны пошатнуть менталитет своих читателей. Можно, конечно, обвинить журналистов в непрофессионализме, поверхностности (и некоторые из них этого упрека заслуживают). Но пройдемся по популярным интернет-изданиям Азербайджана и проанализируем топ новостей. Прямо сейчас.

Первое СМИ: вор «в законе» избил «стремящегося»; «мама Роза» прятала продукты солдат у себя дома; певица помирилась с олигархом и получила в подарок Lexus; дочь заслуженной артистки Азербайджана выходит за иностранца. И немножко о Карабахе.

Второе СМИ: к похоронной палатке проложили асфальтовую дорогу; чиновник сыграл свадьбу дочери за $400 тысяч; семья олигархов собирается продать всю свою собственность. И немножко о Карабахе.

Третье СМИ: о погоде; директор филиала страховой компании убита ударом по голове. И да, немножко о Карабахе. 

Ни одна из актуальных проблем вроде кризиса банковской системы, безработицы, упадка сельского хозяйства, роста разводов и т.п., хотя они есть в ленте, в топ-новости не попала. И не попадет, потому что они для среднестатистического читателя интересны куда меньше, чем светская хроника или скандалы шоубиза. Статистика – вещь упрямая», - уверен правозащитник.

По его мнению, любое отклонение от стереотипа поведения женщины вызывает в азербайджанском обществе ажиотаж, а журналисты, в погоне за сенсацией, тиражируют такие новости.

«Заключенный-мужчина может за время отсидки несколько раз стать отцом – это никого не интересует. Но стоило забеременеть заключенной-женщине – и эта тема несколько недель не выходила из топ-новостей. 

Двух мужчин-журналистов сняли на фото и видео в борделе с проститутками, заботливо прикрыв интимные места. Никого особенно не заинтересовали эти женщины, которые приехали из Узбекистана на заработки в братский мусульманский Азербайджан, что само по себе заслуживает журналистского расследования. Да и от главных героев тоже вскоре отстали», - говорит Э.Зейналов.

Итак, СМИ тиражируют то, что «заказывает» общество. Общественное мнение подпитывается публикациями и сюжетами, распространяемыми СМИ. Получается замкнутый круг. В то, что этот порочный круг удастся когда-нибудь разорвать, верится с трудом. Кажется, что повлиять на ситуацию можно, начиная с подготовки журналистов в ВУЗах, но введение гендерного подхода в журналистское образование вряд ли принесет плоды. Хотя бы потому, что 90% журналистов в Азербайджане не имеют специального образования. Остается лишь один, довольно жесткий метод -внесение изменений в законы о печати и рекламе и введение штрафов за использование сексистской рекламы, сюжетов и публикаций в СМИ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.