четверг, 24 декабря 2015 г.

Исламисты в тюрьмах: Нужно ли изолировать боевиков?

Мнения экспертов на этот счет разделяются...

23.12.2015  Дж.АЛЕКПЕРОВА 

"Я считаю, что не стоит создавать отдельную колонию или любое другое учреждение для осужденных боевиков, которые воевали в одних рядах с террористами. Правильнее говорить не только об изоляции, но и о перевоспитании. Ведь реально опасных для общества политических террористов и мафиози изолируют внутри обычных тюрем...." - сообщил echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.

По его словам, по этому поводу были жалобы в Евросуд, который, в целом, поддержал позицию властей. Менее опасных изолировать от основной массы заключенных нет смысла. А уж собирать исламистов в одном месте, где они будут оказывать друг другу психологическую поддержку, и вовсе неправильно.

"Дело в том, что идейный [революционер], а тем более террорист, всегда несет в себе сознание своей исключительности, избранности в сравнении с другими людьми - непассионарными обывателями, которым нет дела до судеб мира. Как "избранный", террорист готов к страданиям и даже жертве во имя своей "великой идеи". Но такое психологическое состояние не может удерживаться долго без внешней поддержки, чаще всего со стороны таких же революционеров. Оно размывается, когда человек до конца осознает, чего он лишился ради идеи, а тем более, когда видит бесполезность своей жертвы.

Когда порвавший с семьей и обществом человек видит вокруг себя обычных людей, к которым приходят родные, посылают ему трогательные знаки внимания, когда люди вокруг строят планы на жизнь после своего освобождения, это наносит боевому настроению сильный удар", - пояснил он.

Как сказал Зейналов, тут по аналогии можно вспомнить, например, психологическую сценку из известного советского фильм "Джентльмены удачи". "Засланный к сбежавшим из тюрьмы уголовникам агент по кличке Доцент "подбадривает" их, рассказывая о радостях простой жизни: подумаешь, жена кормит ужином, дети сопливые, работа, а вот у них, у "джентльменов удачи", жизнь намного интереснее: "Украл, выпил - в тюрьму! Романтика!" И когда после этого один из уголовников получает через Доцента письмо из дома, то от наплыва чувств лезет в петлю", - рассказывает правозащитник.

Как ранее заявил кандидат исторических наук, сотрудник Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов, Южный Кавказ, в частности Азербайджан, подвержен угрозе "Исламского государства". По его словам, Азербайджан воспринимается ИГ как одна из основных территорий своих действий. "Азербайджану уделяется особое внимание со стороны "Исламского государства", - подчеркнул он.

Эксперт также отметил, что этническая карта на постсоветском пространстве действительно еще не отыграла себя, хотя практически повсеместно мы наблюдаем смену этнической повестки дня на религиозную. "Тем не менее я не считаю возможной серьезную эскалацию ситуации в Азербайджане с использованием этнической карты. Для этого, на мой взгляд, необходима серьезная внешняя заинтересованность.

Внутренних ресурсов для разного рода сепаратистов в Азербайджане явно недостаточно", - сказал он. Эксперт также отметил, что немалую угрозу для Азербайджана несут те граждане, которые, повоевав в рядах "Исламского государства", возвращаются на родину. "Я слышал, что по возвращении их привлекают к уголовной ответственности. На мой взгляд, было бы лучше не содержать их в общей камере. Они должны быть изолированы от всех, чтобы не распространять свою преступную идеологию", - заключил он, пишет Vesti.аz. Кстати говоря, ранее в Милли меджлисе был вынесен на обсуждение проект "О борьбе с религиозным экстремизмом".

Как передает Oxu.аz со ссылкой на AПA, сообщивший о законопроекте председатель комитета общественных объединений и религиозных структур Милли меджлиса Сиявуш Новрузов подчеркнул важность принятия законопроекта. Заявив, что религиозная модель в Азербайджане является самой правильной, Сиявуш Новрузов отметил, что в Азербайджане государство всегда было и будет рядом с религией: "Другие страны могли бы позавидовать нам в этой сфере. Но в таких случаях мы видим, что под прикрытием религии некоторые государства пытаются навязать свою идеологию Азербайджану. Основной целью закона является предотвращение этого, сохранения в Азербайджане модели классического Ислама. Ранее под предлогом защиты прав человека в различных странах пытались претворить в жизнь свои коварные намерения. Сейчас то же самое происходит под предлогом религии. Этим законом мы пытаемся пресечь подобные попытки".

Новрузов отметил, что такой закон надо было принять много раньше: "Некоторые молодые люди, получившие образование за границей, по возвращении в Азербайджан начинают заниматься религиозным экстремизмом. Это надо предотвратить". Он отметил, что в настоящее время более 1000 молодых людей из Азербайджана воюют в составе различных экстремистских группировок за границей.

Между тем в декабре в Бакинском суде по тяжким преступлениям прошел судебный процесс по уголовному делу Адилова Эльшана Сардар оглу, обвиняемого в участии в составе незаконных вооруженных подразделений в Сирии. Как сообщает BAKU.WS со ссылкой на Report, на процессе под председательством судьи Рауфа Алиева был вынесен приговор. Приговором суда Э.Адилов осужден на 15 лет лишения свободы.

Отметим, что в течение 2013-2015 гг. Эльшан Адилов принимал участие в деятельности различных не предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики вооруженных формирований, различных групп на территории Сирии и Ирака, в том числе террористической организации ИГИЛ.

Тем временем в России член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев (ЛДПР) направил обращение директору Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Александру Бортникову с предложением рассмотреть возможность создания в России специальной тюрьмы для боевиков ИГ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ). По мнению депутата, это поможет избежать распространения идей экстремистской организации среди других заключенных.

По разным оценкам, количество россиян в рядах ИГ составляет от 2 до 3 тысяч человек. В 2 тыс. человек летом этого года оценил российский контингент среди боевиков террористического квазигосударства замсекретаря Совета безопасности России Евгений Лукьянов, отметивший, что некоторые из них возвращаются в страну и это угрожает безопасности государства. В сентябре этого года глава МВД России Владимир Колокольцев сообщил, что по оценкам ведомства, в ИГ сражаются 1,8 тыс. россиян. Глава ФСБ Александр Бортников в середине декабря привел цифру 3 тыс. человек. Существуют и более внушительные оценки. Так, глава Антитеррористического центра СНГ, генерал-полковник Андрей Новиков заявлял, что за ИГ могут сражаться около 5 тыс. россиян.

Как отметил депутат Иван Сухарев, операция Воздушно-космических войск России в Сирии создает много проблем ИГ. Эта и другие причины в скором времени могут привести к тому, что российская часть террористической армии будет искать способы вернуться в Россию, где их ждут суд и заключение. В этих условиях нельзя позволить, чтобы боевики внутри пенитенциарной системы страны продолжили распространение своих радикальных идей и нашли новых сторонников. Наиболее адекватным решением, как отметил законодатель, будет создание единой тюрьмы исключительно для боевиков ИГ. При этом Иван Сухарев заметил, что такое решение не будет чем-то совсем новым. Так, в Израиле существует особая тюрьма для террористов - Мегидо. Кроме этого подобные примеры есть и в России. Например, бывшие сотрудники правоохранительных органов, осужденные за разные преступления, сидят в отдельных учреждениях.

После включения России в военный конфликт в Сирии боевики ИГ уже несколько раз выкладывали в Интернет аудио- и видеоролики, содержащие прямые угрозы в адрес российских граждан. Стоит заметить, что кроме россиян, в рядах террористов воюют и тысячи граждан из стран СНГ, некоторые из них ранее жили и работали в России. Исходя из этого, страна может столкнуться не только с потоком возвращающихся боевиков-соотечественников, но и с приезжающими из Сирии и Ирака террористами с паспортами стран Кавказа и Средней Азии, что потребует еще большего количество вакантных мест в российских тюрьмах.

Член Общественной палаты России Максим Григорьев считает, что в психологически трудных тюремных условиях бывшим боевикам будет достаточно легко вербовать новых сторонников своих экстремистских идей.

"Там есть определенная градация по группам, и экс-террористы через защиту или удовлетворение каких-то нужд могут взять под свою опеку и завербовать своих новых товарищей. Как решить эту проблему и надо ли для этого создавать отдельное учреждение по их содержанию, ответить сложно. Это уже вопрос детального обсуждения с правоохранителями, но проблему определенно надо решить", - считает Максим Григорьев.

Газ. "Эхо", 24.12.2015

http://echo.az/article.php?aid=94015

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.