вторник, 6 октября 2015 г.

ПАСЕ обратилась к теме предварительного заключения

В Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в ходе завершившейся осенней сессии прошли дебаты по отчету о злоупотреблении досудебным лишением свободы в странах-участницах Европейской Конвенции по правам человека (Doc. 13863), с которым от Комитета по правовым вопросам и правам человека выступил испанский депутат Педро Аграмунт. В своем докладе он особо остановился на примерах России, Турции и Грузии.

Характерно, что к отчету Аграмунта было приложено особое мнение члена этого комитета от Грузии - Эки Беселия, а при обсуждении предложенной по докладу резолюции грузинская делегация выступила с 8 поправками, ни одна из которых не прошла при голосовании. Причина такой бурной реакции была в том, что Аграмунт обвинил грузинские власти в выборочном использовании предварительного заключения в качестве меры пресечения против своих политических оппонентов из бывшей правящей партии Единое национальное движение. В частности, были упомянуты экс-президент Михаил Саакашвили, заочно приговоренный к предварительному заключению и объявленный в розыск, экс-премьер Вано Мерабишвили, экс-министры обороны Бачо Ахалая и Давид Кезерашвили и др. Всего в списке, который получил Аграмунт от грузинской оппозиции, насчитывается 24 бывших высокопоставленных должностных лиц (хотя в Грузии есть и более объемные списки). 

Интрига заключалась в том, что преследуемая партия Единое национальное движение входит в качестве коллективного члена в Европейскую Народную Партию, политическую группу которой в ПАСЕ возглавляет П.Аграмунт. Ввиду этого, вице-спикер грузинского парламента Манана Кобахидзе обвинила Аграмунта "в предвзятости и необъективности". С учетом того, что статус Аграмунта в ПАСЕ с января повысится (к нему перейдет председательское кресло), Грузию, по всей видимости, будет ждать продолжение этого разговора. 

Что касается Азербайджана, то в принятой ПАСЕ резолюции 2077 (2015) он тоже был упомянут в одном из пунктов в качестве примера, как аресты используются для преследования гражданского общества и приглушения критики в случаях известных правозащитников и юристов Азербайджана, наряду с арестом 16-летнего подростка в Турции за оскорбление президента в социальной сети и длительного предварительного заключения участников политических протестов в России. 

Объясняя этот пункт в своем докладе, Аграмунт назвал судебную систему Азербайджана "слабой и зависимой от политики" на основании своего опыта со-докладчика по стране, и сослался на примеры Ильгара Мамедли и Интигама Алиева. Аграмунт также вскользь упомянул в примечаниях доклада, что намерен вернуться к такого рода делам в подготавливаемом им для Комитета по правовым вопросам доклада "Председательство Азербайджана в Совете Европы: Какие последствия для уважения прав человека?" 

В целом, Резолюция призывает к использованию предварительного заключения как крайней, исключительной меры. По мнению ПАСЕ, арест как мера пресечения имеет множественный негативный эффект как на самого заключенного, так и на общество в целом - от возможного насилия против заключенного со стороны сокамерников или чиновников до более высокой стоимости ареста для бюджета в сравнении с другими мерами пресечения. Отметим, что в 2013 г. в Европе содержалось почти 425 тыс. подследственных заключенных (25% от общего числа заключенных). Азербайджан, где процент подследственных вдвое ниже, в этом плане выглядит вполне благополучно. 

ПАСЕ призвала страны Совета Европы принять меры по уменьшению предварительного заключения, включая просвещение судей и прокуроров о подходе к этому вопросу в национальном права, Европейской Конвенции по правам человека, и о негативных последствиях для заключенных, их семей и общества; рассмотрение решений о предварительном заключении более старшими судьями или судебными коллегиями; обеспечение большей степени равенства сторон, в частности, беспрепятственного доступа адвоката к заключенному и следственным материалом до вынесения решения о наложении или продлении ареста, выделения достаточного финансирования для бесплатной помощи; устранение дискриминации иностранцев, в частности, в вопросе о том, что иностранное гражданство не составляет повышенный риск уклонения от следствия; предотвращение проблему выбора места суда прокурорами ("forum shopping", буквально - место закупок, практика, когда выбирает тот суд, где заинтересованная сторона получает преимущество, подобно тому как покупатель приобретает товар там, где цена, качество продукции и прочие условия продажи являются для него наиболее благоприятными); избегание использования предварительного заключения для иных целей, чем обеспечение правосудия; освобождение всех заключенных, содержащихся со злоупотрением арестом по любым основаниям. 

Резолюция была принята вместе с Рекомендацией 2081 (2015), в которой внимание Комитета Министров Совета Европы было привлечено к имеющимся недостаткам, в частности к преобладанию иностранцев под арестом, а также спримерам нарушений, упомянутых в Резолюции 2077 (2015). ПАСЕ призвала принять меры для уменьшения использования предварительного заключения для "специфических целях" (например, в политических или коррупционных целях), а также усилить сотрудничество соответствующих органов СЕ с партнерами в Евросоюзе. 

Следует отметить, что проблема нарушения права на свободу несколько раз затрагивалась в решениях Европейского Суда по Правам Человека по жалобам против Азербайджана. По одному из таких дел было установлено нарушение статьи 18 Европейской Конвенции по Правам Человека, т.е. использование ограничения свобод в иных целях, нежели те, для которых они предусмотрены. 

Эльдар Зейналов. 


Газ. "Эхо", 6.10.2015 г.

http://www.echo.az/article.php?aid=90157

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.