пятница, 2 октября 2015 г.

"До постановления доходит примерно десятая часть жалоб"

Глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов рассказал echo.az о том, что происходит в Европейском суде по правам человека с обращениями из нашей страны

03.10.2015   Н.АЛИЕВ 

  "До постановления доходит примерно десятая часть жалоб"  

- Почему Азербайджан в Европейском суде по правам человека чаще проигрывает, чем выигрывает?

- Действительно, с начала года и по сегодняшний день ЕСПЧ вынес 10 постановлений (все в пользу заявителей) и 12 решений об исключении дел с рассмотрения, ввиду мирового соглашения (по ним жалобщики получили некоторую сумму денег в качестве компенсации ущерба, но дело не рассматривалось). Ни в одном из рассмотренных случаев государство не было признано правым.

Однако представление о том, что правительство всегда проигрывает, ошибочно. Даже мировые соглашения - это частичный выигрыш властей. Ведь они не признаются виновными в нарушениях прав, а значит, ранее принятые неправомерные судебные решения так и остаются не отмененными, а виновные чиновники - ненаказанными.

Кроме того, основная масса жалоб вообще не рассматривается по существу, отклоняясь на начальной стадии как неприемлемые. Из оставшихся часть жалоб сообщается (коммуницируется) властям, а часть откладывается в "долгий ящик" как не приоритетные.

В свою очередь из коммуницированных дел часть тоже признается неприемлемой, а часть исключается из-за достигнутых мировых соглашений. До рассмотрения по существу доходит всего 2,5-3% жалоб.

Чтобы не быть голословным, приведу статистику последних лет. В 2013 г. в ЕСПЧ поступило 324 жалобы, 284 жалобы было признано неприемлемыми, 115 жалоб (в том числе предыдущих лет) было коммуницировано, вынесено 13 постановлений по существу дела.

В 2014 г. поступило 403 жалобы, отклонено 245, коммуницировано 117, вынесено 11 постановлений. В первой половине 2015 г. поступило 157 жалоб, отклонено 54, коммуницировано 31, вынесено 3 постановления. На 1 июля текущего года не было рассмотрено 1496 жалоб (пятилетняя норма!).

Отсюда видно, что из коммуницированных жалоб до постановления доходит примерно десятая часть жалоб. Остальные 90% жалоб проигрывается жалобщиками частично или полностью на этапе коммуникации.

Отмечу, что в 2013 г., например, суды первой инстанции рассмотрели 12457 уголовных, 39712 административных и 88770 гражданских дел, по многим из них люди остались недовольными и стали жаловаться дальше, а в ЕСПЧ в тот год поступило всего 324 жалобы и было вынесено всего 8 постановлений.

То есть в ЕСПЧ доходит один из 400 лиц, прошедших суды, а из 40 пожаловавшихся шанс получить решение по существу лишь у одного.

Статистика неутешительная. Но при этом власти никому не мешают обращаться с жалобой в Страсбург, и если люди этого не делают, то это их дело.

Правда, есть моменты, которые наводят на мысль, что власти все же проводят тихую, ненавязчивую кампанию против обращения в ЕСПЧ. Например, в 2006 г. было введено положение об обязательности обращения в Верховный суд только с адвокатом - членом коллегии, после чего цены на их услуги заметно поднялись. А ведь без прохождения всех инстанций подавать жалобы в ЕСПЧ нельзя.

Кроме того, многие жалобы пишутся на азербайджанском языке азербайджаноязычными юристами или жалобщиками. А на национальных веб-сайтах достаточно проблематично найти переводы на азербайджанский решений и постановлений ЕСПЧ (а их уже принято в общей сложности 237).

Свою лепту вносит и сам ЕСПЧ: я уже упомянул, что он не справляется с потоком жалоб и затягивает их рассмотрение на долгие годы. В одном из известных мне случаев жалобу сняли без рассмотрения, когда умер единственный заявитель.

В другом - из 4 заявителей умерли уже трое. В третьем - больной человек за 80 лет уже почти десятилетие откладывает собственную смерть, чтобы дождаться решения Страсбурга...

Все это, конечно, расхолаживает потенциальных заявителей. Не случайно число жалоб с 708 в 2007 г. упало до 403 в 204 г. Но какая у них альтернатива? Самосожжение? Прыжок с "Моста смерти"?

- На ваш взгляд, делают ли в Баку выводы из проигрышных дел, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Разумеется. И первым видимым результатом являются многочисленные мировые соглашения. Во время коммуникации жалобы правительству Евросуд всегда предлагает свое посредничество в таких соглашениях, выступая гарантом их соблюдения. Во многих случаях власти предлагают денежную компенсацию в обмен на снятие жалобы с рассмотрения.

Например, в 2013 г. мировое соглашение было достигнуто в 35 из 48 рассмотренных случаев, в 2014 году - в 17 из 31, в 2015 году - в 12 из 22. То есть власти склонны скорее договориться, чем испытывать судьбу при рассмотрении дела по существу палатой ЕСПЧ. И суммы в несколько тысяч евро компенсации для бюджета страны не являются обременительными.

Вместе с тем такой подход не стимулирует системные изменения, чтобы такого рода проблемы не повторялись в будущем. А ведь именно этого Евросуд и добивается...

Кроме того, как видно из статистики, половина жалобщиков не идет на мировое соглашение с правительством. Уже накопилось достаточно решений по однотипным делам (например, по выборам), так что однажды Комитет министров Совета Европы может вынести резолюцию о наличии системных проблем, и с ними все же придется разбираться...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.