вторник, 16 июня 2015 г.

Азербайджанский «пожизненник» - рекордсмен Федя не хочет покидать Гобустанскую тюрьму

Vesti.Az 09 Апреля 2013 15:03

Свою казнь Тагиев ждал 9 лет…

В конце прошлого месяца в Джалилабадском районе совершено преступление, которое потрясло всю страну. Житель Джалилабада хладнокровно перерезал горло своей золовке и двум ее малолетним детям.
Эта страшное тройное убийство послужило толчком к тому, что в нашем обществе вновь начали поговаривать о том, что в отдельных случаях необходима смертная казнь.
Общественность разделилась на два лагеря: сторонников смертной казни и приверженцев сохранения пожизненного заключения. Представители обоих лагерей приводили свои аргументы целесообразности того или иного вида наказания.
Однако, судя по всему, смертная казнь все же может явиться более действенным и устрашающим механизмом для нелюдей, которым ничего не стоит отнять чужую жизнь.
Дело в том, что условия жизни для осужденных на пожизненное заключение уж вовсе и не такие ужасающие и неадекватны совершенному ими преступлению. Оказывается, что нашим «пожизненникам» живется не хуже, чем тем, кто оказался в доме престарелых и инвалидов. Во всяком случае, такой вывод напрашивается из слов директора Правозащитного центра Азербайджана Эльдара Зейналова. Однако, все по порядку.
Напомним, что  в Азербайджане смертный приговор не приводился в исполнение с июня 1993 года. Экс-президентом Гейдаром Алиевым фактически был наложен мораторий на его исполнение.  3 февраля 1998 года Г.Алиев обратился в парламент с инициативой об отмене смертной казни.
Таким образом, с момента отмены смертной казни в Азербайджане прошло 15 лет. Смертная казнь была заменена пожизненным заключением с правом  на пересмотр дела через 25 лет.
В беседе с корреспондентом Vesti.Az Э.Зейналов сообщил, что на момент замены смертной казни на пожизненное  заключение в 1998 году в Азербайджане насчитывалось 128 смертников.
По его словам, из них в живых сегодня осталось 80 человек, они продолжают отбывать пожизненный срок. Из 48 человек лишь несколько  помилованы, остальные отошли в мир иной в застенках Гобустанской крытой тюрьмы. 
По словам Зейналова, если еще несколько лет назад осужденные «крытки» чаще всего жаловались на невыносимые условия  содержания, то сегодня жалобы такого характера практически прекратились. Условия содержания более или менее улучшились и это факт.
Сегодня «пожизненники»  все  больше жалуются на несправедливость суда. Эта проблема остается и она особенно болезненна для той категории  лиц,  которые были осуждены еще в советское время. Среди обитателей «крытки» есть такие, которые отсидели более 20 лет.
Но на сегодняшний день самый долгий срок  из 80 бывших смертников отсидел Тагиев Фазиль Абыш оглу.  Ему  сейчас более 70 лет. Через год исполнится 25 лет с того, момента, как он сидит, но обращаться с заявлением  о пересмотре своего уголовного дела он  не намерен.
Тагиев уже давно никуда не жаловался. Последний раз его имя фигурировало в обращении 89 заключенных - «пожизненников» к президенту Ильхаму Алиеву. В июне 2005 года осужденные просили президента  снизить сроки их заключения.   
Вот уже 7 лет, как Фазиль Тагиев перестал бороться за свою свободу. «Да и незачем ему это», - говорят правозащитники.
Жизнь в реальном мире не стоит на месте, но здесь в «крытке» время, как будто застыло и люди, пробывшие в тюрьме долгий срок, уже не представляют жизни за колючей проволокой.   В тюрьме  не нужно строить планов на будущее, за тебя уже все решено.
Сегодня  Тагиев, которого все здесь называют Федей, уже слепой старик, инвалид.  И как кажется правозащитнику, он не особенно  рвется на волю.
Всю свою сознательную жизнь Тагиев провел в тюрьме. Почему его  приговорили к смертной казни через  расстрел? Потому что он был профессиональным уголовником.  В последний раз Тагиев совершил двойное убийство на автозаправочной станции. Двое молодых людей  нагрубили ему. Тагиев съездил домой за двустволкой и вернулся на АЗС, где застав своих обидчиков, пристрелил их. В 1989 году его заслуженно приговорили к расстрелу.  Свою казнь Тагиев ждал 9 лет, но в 1998 году ситуация изменилась…
Вместе с Тагиевым в начале 90-ых в  камерах смертников сидело 30 человек. Из них только два человека освободились, 28 осужденных умерли, либо расстреляны.
«Даже если человека помилуют,  слепому инвалиду пойти будет некуда. Родные отказались от Тагиева еще во время его ареста.
Куда он попадет?  Либо в дом инвалидов, либо в дом престарелых», - говорит Эльдар Зейналов.
Едва ли в домах инвалидов  и престарелых условия содержания лучше, чем в Гобустанской крытой тюрьме, если не такие же,  а местами даже хуже.
«В доме престарелых или инвалидов контроль со стороны неправительственных и международных правозащитных организации намного слабее. В тюрьме осужденному точно  есть, где поспать. Ему постоянно меняют белье, выстирывают одежду, кормят три раза в день, выводят на прогулку не меньше часа в день. Если заболеет, окажут медицинскую помощь, пусть даже не на том уровне, на каком хотелось бы, но все же.  Смертность в психиатрических больницах, домах престарелых и инвалидов не ниже, чем в пенитенциарных учреждениях. Но кто об этом говорит. Эти цифры как - будто выпали из поля зрения», - завершил правозащитник.
Наверное, никто не будет спорить с тем, что жизнь в тюрьме – это самое тяжелое испытание, выпавшее на долю человека. Но для  немощного слепого Феди губительна жизнь на свободе.
Как это ни цинично звучит, но думается, что наилучшим вариантом для Феди будет дожить последние годы жизни в затхлой тюремной атмосфере, нежели дышать свежим воздухом свободы. Многие, наверное, помнят нашумевший фильм «Побег из Шоушенка» и одного из героев картины библиотекаря Брукса.
Судьбы реального Феди и вымышленного персонажа Брукса удивительно похожи. Большую часть жизни проведший в тюрьме Брукс, никак не хотел покидать неволю, которая стала для него родным домом. И оказавшись на свободе, несчастный старик так и не смог адаптироваться к нормальным человеческим условиям жизни и нашел выход из проблемы, повесившись в собственной квартирке.
Не знаем, смотрел этот фильм Федя или нет, но на подсознательном уровне, ему, наверняка, хорошо известно, что на воле он проживет недолго.
Рамелла Ибрагимхалилова 
P.S. Федя протянул в тюрьме 25 лет, достаточные для просьбы об условно-досрочном освобождении, но так и не обратился в суд. 25 марта 2014 г. он умер от нажитых в тюрьме болезней.  Э.З.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.