среда, 11 марта 2015 г.

Необходимо развивать альтернативные меры наказания и внедрить службу пробации

Вчера в Баку прошла презентация проекта "Поощрение использования альтернатив тюремному заключению в странах Южного Кавказа"


Вчера в Баку прошел "круглый стол" на тему: "Нынешняя ситуация применения санкций, не связанных с тюремным заключением в Азербайджане^ и перспективы развития службы пробации". Мероприятие проходило в рамках проекта "Поощрение использования альтернатив тюремному заключению в странах Южного Кавказа", финансируемого Фондом демократии Организации Объединённых Наций (ФДООН / UNDEF).

Основные цели проекта заключаются в содействии более широкому применению альтернативных санкций и мер, особенно в отношении уязвимых групп - женщин и несовершеннолетних правонарушителей в Азербайджане, Грузии и Армении.

В мероприятии приняли участие региональный директор организации "Международная тюремная реформа" (PRI) Цира Чантурия, заместитель председателя национального агентства пробации Грузии Теймураз Маградзе, председатель общественного объединения "Наблюдение за местами лишения свободы" Кямиль Салимов, глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, руководитель Группы мониторинга прав женщин ПЦА Залиха Тагирова, представители омбудсмена, Пенитенциарной службы Министерства юстиции АР и другие.

Как заявила в рамках презентации проекта "Содействие применению не тюремных санкций на Южном Кавказе" региональный директор организации "Международная тюремная реформа" (PRI) Цира Чантурия, вышеуказанный проект поддерживает дальнейшее более широкое использование общественно-полезных работ в качестве альтернативы тюремному заключению по всей территории Южного Кавказа, с одной стороны, а также применение условно-досрочного освобождения в качестве механизма для досрочного освобождения.

В случае Азербайджана, проект также предусматривает перспективы содействия развитию службы пробации. "Если вашу страну заинтересует данная инициатива, то Грузия, в которой служба пробации действует уже 15 лет, готова поделиться опытом", - отметила она.

По ее словам, в Грузии более 10 тысяч заключенных, если быть точнее, порядка 200 заключенных на 100 тысяч населения. И в рамках действия службы пробации, многие заключенные освободились условно досрочно, другие получили альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы.

В основном, конечно, альтернативные меры направлены в отношении несовершеннолетних и женщин. Прежде чем создать службу пробации в Грузии, велись интенсивные переговоры с правительством. Что касается финансовой стороны вопроса, то можно заметить, что содержание одного заключенного в конечном итоге обходится гораздо дороже.

Далее свою презентацию "Нынешняя ситуация применения не тюремных санкций в Азербайджане" представил независимый эксперт Рамиль Искандерли. Согласно официальной статистике 2013 года, в Азербайджане самыми распространенными видами альтернативного наказания являются: штрафы, исправительные и общественные работы.

Законодательство нашей страны предусматривает данные меры наказания, но в дополнении было бы хорошо задействовать и службу пробации. На сегодняшний день для нашей республики она нова, и необходимо изучить опыт и рекомендации других стран в этой сфере.

Соответственно, есть необходимость вести просветительскую работу в этом направлении. "Хочу заметить, что в нашей стране 1787 осужденных освободили от уголовной ответственности и назначили альтернативные меры наказания.

В Азербайджане альтернативные меры наказания больше охватывают несовершеннолетних и женщин, нежели всех остальных. По неофициальным данным, в стране 139 заключенных на 100 тысяч населения", - добавил он.

В рамках мероприятия эксперты в качестве примера по развитию службы пробации также затронули опыт Норвегии, который в мире считается довольно успешным. Все участники "круглого стола" отмечали необходимость успешной интеграции бывших заключенных в общество. Дело в том, что многие из них, отбыв наказание, возвращаются фактически в никуда.

Как заявил председатель общественного объединения "Наблюдение за местами лишения свободы" Кямиль Салимов, из сообщения с бывшими заключенными четко можно понять, что процесс успешной интеграции их в общество несколько слаб. Ведь, как правило, на воле они остаются никому не нужными. От многих бывших заключенных отворачиваются родственники, у них нет работы, порой нет дома, а найти занятие бывшему зэку не так уж и просто.

Соответственно, они вновь совершают преступление и возвращаются в тюрьму, так как там крыша над головой, плюс трехразовое питание. И это несмотря на то, что есть закон "О реадаптации".

"Сегодня есть необходимость в создании большего количество рабочих мест для заключенных. Наша организация совместно с Министерством экономики и промышленности издала книгу с рекомендациями.

Для того, чтобы появились рабочие места, необходимо внести изменения в 12 действующих законодательных актов. А также должна быть разработана специальная программа по созданию рабочих мест в местах лишения свободы. Плюс ко всему, важно привлекать частный капитал в места лишения свободы", - отметил он.

Поддержав данную мысль, глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов заметил, что в Азербайджане две трети тех, кто прошел тюрьму, возвращаются обратно. Соответственно, рецидив в стране составляет 65-70%. Условия содержания с тюрьмах улучшились, но несмотря на это, они все равно производят рецидивистов.

Бывшие заключенные просто не могут адаптироваться в обществе. Поэтому есть необходимость в популяризации альтернативных мер наказания, в частности общественных работ. По словам руководителя Группы мониторинга прав женщин ПЦА Залихи Тагировой, очень сложно после тюрьмы адаптироваться женщинам.

Как правило, от них отворачиваются их семьи, родственники. Без крыши над головой и без финансов на воле тоже не проживешь.

В заключение заместитель председателя Национального агентства пробации Грузии Теймураз Маградзе представил гостям свою презентацию "Служба пробации в Грузии - история развития, работа ныне и планы на будущее".

Рассказав об истории появления данного агентства, Маградзе отметил, что их ведомство старается подготавливать план альтернативного вида наказания для каждого человека в отдельности, поскольку все люди разные. Естественно, при этом учитывается степень риска и личность самого пробационера.

По его словам, за последние годы деятельности агентства в 2-3 раза сократилось количество заключенных женщин и несовершеннолетних. Многие были освобождены условно-досрочно. Рецидив в 2014 году составил 4,15%.

Как сказал эксперт, в их Национальном агентстве пробации задействованы 377 специалистов, среди них - 33 социальных работника и 11 психологов. Что касается финансирования, то часть денег идет из бюджета, другая - посредством собственных источников дохода.

В частности, пробоционеры платят за более легкий режим, за возможность поехать на праздники или выходные к родственникам и близким, в случае наложения на них штрафов из-за несвоевременного возвращения, за видеообщение с близкими и т.д. Исключение составляют лишь несовершеннолетние и социально-уязвимые слои населения.

Есть ряд центров, которые были созданы в рамках проекта "На полпути к свободе". Там пробоционеры находятся в обычной комнате, без решеток или заборов, они могут спокойно гулять по территории, заниматься спортом, а на выходные или праздники уходить домой. Этот режим относится лишь к тем, кто совершил не серьезные преступления, и которым до конца срока осталось около года.

Там же они проходят образовательные курсы по разным направлениям.

Что касается видеообщения, то для этого родственники осужденного должны приехать в бюро агентства, где посредством специального оборудования будет налажена видеосвязь на 15 минут. Эта услуга, как отмечалось выше, является платной.

"В рамках деятельности службы в 2014 году были освобождены 15961 человек. 4787 были привлечены к ряду образовательных, культурных и реабилитационных программ. А многие из пробационеров уже трудоустроены", - отметил он.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.