четверг, 5 февраля 2015 г.

Эвтаназия в Азербайджане: быть или не быть?


Отечественные правозащитники считают, что в Азербайджане не следует на законодательном уровне разрешать гражданам "право на смерть", так как это может привести к серьезным злоупотреблениям

05.02.2015 С.АЛИЕВА

На сегодняшний день эвтаназия считается крайне спорной темой во многих странах мира, а потому у нее есть как сторонники, так и противники. Самоубийство - грех во всех мировых религиях.

Что же касается эвтаназии, то к ней отношение неоднозначное. Одни считают ее проявлением гуманности, ведь применяется она только к смертельно больным людям, испытывающим страшные мучения.

Другие уверены, что никто не вправе приближать свою смерть и только Всевышнему решать, когда забрать человека из этого мира...

Как заявил в интервью echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, он против того, чтобы в Азербайджане разрешили эвтаназию. "По сути, это подобие смертной казни - из "гуманных" соображений.

Но стоит вспомнить, что и смертную казнь для преступников многие оппоненты пожизненного заключения тоже обосновывают "гуманностью" (чтобы человек не мучился годами в камере) или даже "экономией" (зачем десятилетиями кормить преступника за счет налогоплательщиков, когда проще пустить ему пулю в затылок).

Помимо этических моментов, касающихся эвтаназии, я полагаю, что в Азербайджане это может привести к злоупотреблениям. Вообще вопрос об эвтаназии должен был подниматься в комиссиях Милли меджлиса при принятии Уголовного кодекса, статья 135 которого вводит понятие этого преступления.

Но широкого обсуждения в обществе, насколько я помню, не было. ЕСПЧ принял полтора десятка решений, касающихся различных аспектов эвтаназии. Некоторые из этих дел выглядят надуманными.

Например, в самом последнем из дел об эвтаназии - Гросс против Швейцарии, 80-летняя больная дама много лет просила яд и два года судилась во всех национальных инстанциях в связи с тем, что никто из врачей не соглашался выписать ей смертельную дозу яда.

Наконец, уже после обращения в ЕСПЧ, она раздобыла яд с помощью врача и покончила с собой. На мой взгляд, если человек хочет покончить с собой, то ему не требуются рецепты врача. Помню, прочел душераздирающую историю об инвалиде войны, у которого ампутировали руки и ноги.

Беспомощный мужчина просил себе смерти, но жена была против. Тогда однажды он попросил ее усадить его перед открытым окном, улучшил момент, поймал зубами занавеску, раскачался и выбросился из окна.

Мне представляется, что часть самоубийств больных или старых людей в Азербайджане как раз и являются такого рода уходом из жизни, и никому из них и в голову не приходит годами судиться за то, чтобы это сделал за них кто-то другой путем формальной эвтаназии.

Но остались бы они при своем решении, если бы были окружены человеческим теплом, заботой, достойными условиями лечения? Так что, если человек полтора часа стоит на "Мосту самоубийц" или на краю крыши и не бросается вниз, то он скорее хочет жить, чем умереть.

В случае Альды Гросс, смертельно больной женщине хотелось внимания окружающих. А это как раз то, что предлагает альтернатива эвтаназии - хоспис, т.е. приют для таких больных, где за ними ухаживают и скрашивают последние дни жизни больных (у нас в Баку есть такое учреждение при Ассоциации еврейских женщин).

Характерно, что у больной не нашлось родственников, и Евросуд узнал о ее смерти с 3-летним опозданием. То есть неправительственная организация EXIT, помогавшая ей судиться, а затем умереть, после этого явно потеряла интерес к ее делу...

Мне почему-то кажется, что если бы эта НПО потратила бы половину этой энергии не на то, чтобы подпитывать суицидальные настроения и убить старушку, а чтобы, наоборот, поддержать ее морально и помочь ей пережить это последнее время, то Альда Гросс не стала бы принимать яд", - высказал свою точку зрения по этому вопросу Э.Зейналов. Он также ответил на несколько вопросов echo.az.

- Были ли в нашей стране случаи, когда граждане Азербайджана настаивали на эвтаназии по причине смертельного заболевания?

- О случаях добровольного обращения мне не приходилось слышать. Обычно люди справляются сами: если внимательно ознакомиться с хроникой несчастных случаев и самоубийств, то можно заметить, что в некоторых случаях речь явно идет о том, что человек добровольно ускорил свою смерть.

А вот недобровольная эвтаназия встречалась чаще. Но это был скорее суицид. И нередки случаи, когда пожилым людям ускоряли уход в мир иной их опекуны.

- Можно ли считать нарушением прав человека отказ смертельно больному в эвтаназии?

- Право на жизнь универсально. Право на смерть - нет: им обладает лишь государство. Так что отказ в эвтаназии со стороны близких не является, на мой взгляд, нарушением прав человека. А отказ со стороны врачей и вовсе предусмотрен клятвой Гиппократа.

- Какие заболевания могут стать поводом для эвтаназии, и кто должен принимать решение?

- Согласно статье 27 Конституции Азербайджана жизнь человека священна и может быть отнята только по вступившему в силу решению суда. Тем самым ответственность за убийство перекладывается на государство, а вынесение решения становится более объективным.

Тот же принцип может быть отнесен к эвтаназии, если включить и ее в число "предусмотренных законом других случаев". Наиболее подходящее сравнение - так называемая "актировка" заключенных. Компетентная врачебная комиссия, обследовав такого больного, приходит к выводу о безнадежности его лечения и близкой смерти и потому снимает с врачей и тюремного персонала заботу о нем и передает его близким, чтобы человек умер в кругу семьи.

При этом они могут попробовать лечить его дальше или дать спокойно умереть. Раньше даже существовал утвержденный Кабинетом министров список безнадежных болезней, который давал основание врачам принять решение об "актировке" заключенного.

Точно так же врачи должны списать безнадежно больного и передать его судьбу в руки его самого и его близких и помочь отключить тумблер на аппарате жизнеобеспечения или дать таблетку, если будет такое решение.

Между тем, как отметила в интервью echo.az врач-онколог Рена Кулиева, за двадцать лет ее врачебной практики она видела много смертей от онкологии.

"К сожалению, излечения от некоторых форм рака до сих пор нет, кроме того, если болезнь обнаружена на поздней стадии, то врачи также не в состоянии помочь больному. Человек медленно и мучительно уходит из жизни, под конец испытывая нечеловеческие страдания. На этой стадии ему уже не помогают даже сильнодействующие анальгетики.

Родственники, глядя на мучения умирающего человека, не знают, как облегчить страдания больного, что предпринять. На моей практике не раз были случаи, когда такие больные буквально умоляли о том, чтобы все это закончилось.

Естественно, у нас в стране эвтаназия не применяется, она запрещена законом, однако, глядя на страдания умирающих людей, не раз мне в голову приходила мысль о том, что не всегда запрет на эвтаназию оправдан.

Конечно, тут масса нюансов, эвтаназия может быть использована в криминальных целях, но я считаю, что в ряде случаев эвтаназия все же должна быть разрешена законом, но решение об уходе из жизни должен принимать сам больной, а не врачи или родственники", - отметила Р.Кулиева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.