вторник, 3 февраля 2015 г.

Право на счастье

Бездетные пары считают отказ от узаконивания суррогатного материнства нарушением их прав

03.02.2015 И.ОЗЧОБАН

В конце минувшего года вопрос об узаконивании суррогатного материнства в Азербайджане окончательно был снят с повестки парламента. Об этом информагентству АПА заявил председатель комитета Милли меджлиса по социальной политике Хады Раджабли.

По словам парламентария, суррогатное материнство вызывает недовольство в обществе, так как это "не свойственно его менталитету": "Поэтому мы окончательно сняли его с повестки, и в ближайшем будущем обсуждения этой темы в парламенте не ожидается".

Между тем, в азербайджанском обществе данная проблема все еще существует.

"Мы женаты почти десять лет. Детей у нас нет, - рассказывает echo.az читательница, пожелавшая остаться неназванной. - Диагнозы настолько запутанные, что трудно сказать, в чем именно загвоздка, а время летит. Перспектива остаться бездетной парой становится все очевидней, - делится женщина. - Наши родственники тоже переживают за нас. Жена двоюродного брата, врач-гинеколог одной из клиник, находящейся за рубежом, даже предложила стать суррогатной матерью для нашего будущего ребенка. Наше законодательство подобную процедуру не позволяет. Мы законопослушные граждане, но если не останется выбора, и мы с мужем решимся принять предложение, то нам придется, как минимум, на полтора года оставить Азербайджан и переехать в ту страну, где нам придется сначала пройти медицинское обследование."

"Все это довольно сложно, но становится просто невозможным, если учитывать, что, находясь вдали от родины и в статусе безработного, необходимо иметь финансовые запасы на год-полтора и быть готовым к дополнительным расходам. Если же искать суррогатную маму, как это приходится делать всем остальным бездетным парам, то расходы увеличиваются, и сумма становится неподъемной для многих," - говорит читательница.

"Почему бездетным парам нужно думать об окольных путях и прибегать к услугам суррогатных матерей в соседних странах? Почему это законно для бездетных пар в России, Грузии, Казахстана и Украины, а у нас говорят о каком-то менталитете? В крайнем случае, ведь можно принять закон с оговорками, не допускающими анонимный банк спермы, и все то, что считают наши блюстители нравственности недопустимым. Достаточно записаться на прием к любому известному гинекологу, и в длинных очередях вы увидите пятидесятилетних женщин, все еще не оставляющих мечту о ребенке."

"Инстинкт продолжения рода порой сильнее инстинкта самосохранения. Знаете, сколько слез проливается? И даже бессчетное количество неудачных попыток не в силе остановить женщину, мечтающую о малыше, - делится читательница. - Почему из-за каких-то странных предрассудков все рубят на корню? Почему бездетным парам отказывают в праве на счастье быть родителями?" - задается вопросом женщина.

Другая читательница вспоминает, как отказалась стать суррогатной матерью для посторонней семьи.

"Мне предлагали стать суррогатной матерью, - рассказывает echo.az наша бывшая соотечественница, также пожелавшая остаться неназванной. - Я вышла замуж, и мы переехали в Израиль. У меня двое детей. Когда я лежала в роддоме со вторым, врач-гинеколог спросил, не хочу ли я стать суррогатной матерью для очень хорошей, но бесплодной семьи? По всем медицинским показаниям я здорова, это и привлекло внимание врача ко мне. К тому же у меня уже двое чудесных и здоровых детей. Сумма за такую, скажем сакральную, услугу составляет 100 тысяч долларов", - делится наша бывшая соотечественница.

"Это не считая все медицинские услуги, питание и все необходимое для беременной женщины. Да, мне были очень нужны эти деньги, у меня были неоплаченные кредиты и долги в банке. Но я отказалась... Я испугалась, что не смогу отдать ребенка, которого девять месяцев носила под сердцем. Мне хватило смелости сразу признаться себе в этом. Думаю, такой закон нужен, поскольку желание продлить род так же естественно, как и желание жить. Бесплодные пары все равно будут искать возможность обрести счастье стать родителями. И не понимаю, почему нужно запрещать суррогатное материнство, а не принять закон, который регулировал бы сложные или скользкие моменты", - рассказывает она.

Как сообщил echo.az правозащитник, исполнительный директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, полный отказ от суррогатного материнства - это дискриминация женщин и попирание их прав.

"Я всегда с подозрением отношусь к ситуациям, когда законодатели и власть имущие, имея под рукой Конституцию, законы и международные договоры, апеллируют к такому расплывчатому аргументу, как национальный менталитет. Он нигде не считается источником права, и чаще всего за него вообще выдается менталитет сельского населения - очень инертный и, я бы сказал, дремучий", - отметил правозащитник.

"Была такая трагическая история: женщина по профессии судья развелась с мужем, а тот ее преследовал и убил. Удивила реакция большинства - бессильно разводили руками и печально качая головою, добавляли: - Что поделаешь? Менталитет! Отсюда возникает резонный вопрос: А к чему тогда нам законы, суды, стремление к прогрессу? Это же касается и вопроса с суррогатным материнством. Наш национальный менталитет мирится с трансплантацией донорских органов, экстракорпоральным оплодотворением, вторыми семьями, инцестом, браками с несовершеннолетними (узаконенной педофилией), но выступает против вынашивания ребенка не физической, а суррогатной матерью. Я не вижу тут логики", - подчеркивает Зейналов.

"Представим гипотетическую ситуацию. Женщина-беженка, подвергшаяся пыткам и издевательствам во вражеском плену, в результате не может вынашивать детей. Другая женщина, например, ее родственница, берется выносить ее ребенка. Все правовые и финансовые вопросы урегулированы контрактом. Известны и мать, и отец. И почему тогда надо запрещать и лишать и без того обездоленного человека возможности продолжить род? И не выступает ли азербайджанский чиновник, запрещающий суррогатное материнство ссылкой на менталитет, таким же врагом будущему этой семьи, как и те, кто пытали эту женщину? Не является ли этот взгляд таким же диким, как и запреты некоторых сект на переливание крови больным?" - задается вопросом правозащитник.

"Суррогатное материнство - это способ планирования семьи, как и, например, практикующееся у нас ЭКО. Почему надо лишать наших женщин того, на что имеют право голландки или россиянки? Другое дело, что разрешение на суррогатное материнство может и должно быть обставлено многими предварительными условиями. Например, медицинскими показаниями, запретом пропаганды этого метода в СМИ, юридическими гарантиями для генетической и суррогатной матери и т.п. Но, полностью запрещать суррогатное материнство - это дискриминация наших женщин, не обоснованная ни с медицинской, ни с правовой точки зрения", - считает Эльдар Зейналов.

Отметим, что в соседней России суррогатное материнство разрешено с 2011 года. Согласно Федеральному законодательству и Семейному кодексу РФ, в ряде случаев использование суррогатного материнства может быть совмещено с использованием донорской спермы или донорских яйцеклеток. В этом случае у рожденного ребенка будет оформлен только один родитель.

Но законодательно запрещено донору яйцеклетки быть суррогатной матерью в рамках одной лечебной программы. Другими словами, генетическая мать не может быть суррогатной матерью для того, чтобы не вспыхнул материнский инстинкт, и суррогатная мама легко отдала ребенка родителям.

Не секрет, что бесплодные пары в поисках суррогатных матерей посещают так же и соседнюю Грузию. Это явление вполне можно назвать медицинским туризмом.

Отметим, что в Грузии при содействии Министерства здравоохранения с 2000 года открыт Центр суррогатного материнства, помогающий бесплодным парам найти потенциальных суррогатных матерей и доноров. Стоимость услуг суррогатных матерей можно с легкостью найти и на сайтах частных объявлений, а также на специализированных сайтах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.